Право на ошибку

Обращение опального российского миллиардера Бориса Березовского к "окраинному народу" активно комментируется политиками и наблюдателями. Березовский, в характерной для себя манере, не стал подбирать слов для оценки украинского голосования. Но его собственный политический опыт, скорее, свидетельствует против логики бывшего "олигарха".

Народ России избирал собственного президента пять раз. В июне 1991 года на волне перестроечного энтузиазма первым главой тогда ещё союзной республики был избран Борис Ельцин. К следующим выборам популярность президента упала до уровня, вполне сравнимого с уровнем популярности действующего украинского президента Виктора Ющенко. Однако "капитаны" крепнущего олигархического бизнеса приняли историческое решение о поддержке кандидатуры Ельцина на выборах. Это практически свело к нулю шансы любого другого кандидата от демократических сил, зато создало возможность для победы лидера коммунистов Геннадия Зюганова.

Не нужно объяснять, что не только "олигархи", но и многие демократически мыслящие граждане России, и окружающий мир опасались победы Зюганова даже больше, чем Березовский – победы Януковича. Поэтому совместными усилиями группы товарищей, среди которых был и сам Борис Абрамович, победа тяжело больного Ельцина – сразу же после выборов президенту России пришлось пережить серьёзную операцию на сердце – была обеспечена, демократия спасена, а власть окончательно локализована узкой группой лиц из ближайшего окружения президента. В истории России эта локализация получила исторический термин "семибанкирщина".

Российское общество исчезло с карты собственной страны.

Но оставалась ещё элита – руководители российских регионов, чиновники, миллионеры, желавшие стать миллиардерами. У этих людей была иллюзия относительно собственного права предложить обществу кандидатуру нового президента на следующих выборах главы государства. И опять эти ожидания оказались тщетными. Окружение уходящего президента предпочло свободным выборам пресловутую операцию "Преемник".

Борис Березовский был мозгом и душой этой операции. Именно благодаря его титаническим усилиям из ничего и никого была создана партия "Единство", поддержавшая никому не известного чиновника Владимира Путина, именно близкие к нему телеканалы сделали из этого чиновника супермена и предупредили россиян об опасности избрания новым президентом страны бывшего премьера Евгения Примакова. Да, собственно, на выборах 2000 года никакой Примаков и не выдвигался, это были выборы Путина, после которых Березовскому и пришлось убедиться, что не всякий навязанный обществу выбор – благо для навязывающего. Что было дальше – Борису Абрамовичу рассказывать не нужно. "Преимущество" российских президентских выборов перед украинскими очевидно: никакой интриги в них нет, победитель теперь известен заранее.

Но почему Березовский считает, что это настоящее преимущество? Нет, настоящее преимущество – это ещё и право народа, а не только отдельного "олигарха", на ошибки и разочарования. Усилиями Березовского и его коллег народ России был лишён этого права. А народ Украины всё ещё его имеет.