Реформа МВД: лес рубят - погоны летят
Наше общество не способно нарожать столько честных людей, сколько ему требуется. Их надо воспитывать.
18 февраля состоялось заседание расширенной коллегии МВД с участием президента Дмитрия Медведева. Ключевым вопросом стала реформа правоохранительных органов. Президент дал оценку работы органов ВД и поставил перед стражами правопорядка новые задачи. Кроме того, глава государства подписал указ «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации», внес в Госдуму законопроекты об упорядочении функций МВД и оптимизации его структуры, и пообещал принять ряд кадровых решений.
Насколько эффективной окажется милицейская реформа Медведева, рассуждает советник председателя Конституционного Суда РФ, генерал-майор милиции Владимир Овчинский.
«СП»: - Владимир Семенович, Медведев предлагает правильные меры?
- Меры-то правильные, но как они будут реализованы - непонятно. Допустим, президент предлагает сократить численность центрального аппарата МВД почти вдвое - «с 19 тысяч 970 до 10 тысяч единиц». Но если будут сокращены обеспечивающие службы, которых нагородили Бог знает сколько, создали департаменты там, глее достаточно одного отдела, - это правильный путь. А если будут сокращать рабочие подразделения, такие как департамент транспортной милиции, департамент режимных объектов или, не дай Бог, структуры, которые непосредственно раскрывают преступления - например, департамент уголовного розыска, или департамент охраны общественного порядка - это будет неправильно.
Продекларировано сокращение - но кто будет определять, кого сокращать? Обычно этим занимается аппарат, тот же финансовый департамент, который все себе может оставить, а рабочие структуры сократить. Вот это будет трагедия.
«СП»: - Заявлено, что надо уйти от приукрашивания ситуации с преступлениями, чтобы статистика преступлений была реальной. Это достижимая цель?
- Опять же, какие механизмы будут положены в основу сбора этой статистики? Если международные стандарты, когда регистрируются все заявления, как это делается в Европе и США, и дается реальная картина преступности, когда все компьютеризировано и централизовано, - тогда хорошо. А если останется такая же допотопная система, как сейчас - президентские декларации ни к чему не приведут.
«СП»: - Предложено передать медвытрезвители Минздравсоцразвития. Это правильно?
- Это уже было в начале 1990-х, вытрезвители передавали. Но потом МВД опять себе их забрало. Ведь что представляет контингент медвытрезвителя? Помимо того, что люди напиваются, там ведь, в основном, правонарушители - хулиганы, дебоширы, иногда и преступники попадаются. С каждым надо разбираться, проверять личность - а кто это в Минздравсоцразвитии будет делать? Передать-то вытрезвители передадут, но все равно, кто-то из работников милиции должен будет там дежурить. С другой стороны, если сейчас в каких-то вытрезвителях совершаются безобразия, граждан там избивают - это не из-за того, что вытрезвители находятся в МВД. Это проблема нарушения законности, и здесь надо просто наводить порядок. Милиция в вытрезвителях не только приводит в чувство пьяниц, но и устанавливает личности, причастности некоторых людей к правонарушениям и преступлениям. Если человек пьяный, с криминальной травмой - с ним надо сразу разбираться. Поэтому я не понимаю, как это будет теперь выглядеть.
«СП»: - Медведев предлагает новый федеральный закон «О милиции». А старый чем плох?
- Сейчас действует закон, в который вносили огромное количество поправок. Закон очень хороший - один из первых российских законов, устойчивый закон. Он много раз был предметом рассмотрения Конституционного суда, и КС ни разу не выносил решения, в которых признавал бы неконституционными какие-либо нормы закона о милиции. Хотя, допустим, по Уголовно-процессуальному кодексу КС принимал такие решения неоднократно, более 20 статей в разных частях признал неконституционными. Поэтому если новый федеральный закон «О милиции» сохранит лучшие положения действующего - это нормально.
«СП»: - Но вот предложение повысить зарплату сотрудникам милиции споров не вызывает?
- Конечно, зарплату надо повышать. Обыденной является ситуация, когда работники милиции - оперативники, следователи - получают зарплату в 3-4 раза меньше, чем работники прокуратуры, и в 7-8 раз меньше, чем судьи. Хотя все они делают одно дело - борются с преступностью, обеспечивают правопорядок и законность. Но работники милиции действуют на переднем крае, первыми идут на нож и пистолет, а получают в несколько раз меньше. Конечно, эту диспропорцию нужно устранять, и президент обозначал это в своем указе от 24 декабря.
«СП»: - Что будет с работниками милиции, которые попадут под сокращение?
- Прежде всего, сокращение не будет одномоментным, оно будет растянуто во времени. Потом, работников милиции, конечно, сейчас пытаются «кошмарить» в СМИ, представлять такими-сякими. А на самом деле среди них очень много умных, подготовленных людей. Среди тех, кого я знаю, кто уходил на пенсию или увольнялся - все прекрасно начинали работать в бизнесе, в государственных органах, некоторые уходили в прокуратуру работать и даже становились судьями. Поэтому здесь трагедии не будет.
Повторюсь, важно не то, что было сказано Медведевым, а то, как это будет воплощаться. Потому что под лозунгом «мы выполняем указание президента» можно наломать дров, а можно ситуацию значительно улучшить. Как это будет выглядеть - посмотрим.
«СП»: - Президент заявил, что отныне на генеральские должности будут назначаться кандидаты из федерального резерва - сотрудники из числа перспективных офицеров милиции. Что это за резерв?
- Не могу даже предположить - не знаю. Сейчас генеральские должности занимают сотрудники, которые должны пройти определенные ступени, знать службу, подразделение, куда его назначили. Человека не могут назначить на должность, к примеру, замначальника уголовного розыска, если он до этого ни дня в уголовном розыске не работал. Человек не может стать начальником УВД, если он не прошел определенные ступени, не работал «на земле», не возглавлял какую-нибудь службу - или милицию общественной безопасности, или тот же уголовный розыск. Кандидат всегда должен иметь опыт управленческой деятельности, опыт оперативной и следственной работы. Такие кадровые подходы к назначению всегда соблюдались.
P.S. Мы решили узнать, что же такое федеральный кадровый резерв, из которого теперь будут назначать офицеров милиции на генеральские должности, и связались с пресс-службой МВД. «Заявление президента носит декларативный характер. Реформа идет, посмотрим. Пока никаких списков резерва нет», - ответили нашему корреспонденту.
Кадры решают все
Понятно, ключевой вопрос реформы - кадровый. Как решался этот вопрос в советские времена, и как решается сейчас, нам рассказал человек, много лет проработавший в системе МВД. Генерал-лейтенант милиции свое имя попросил не называть:
- Много лет тому назад известный ученый, профессор Академии управления МВД РФ Алексей Столяренко в одной из своих лекций сказал, что в этот исторический период наше общество не способно нарожать столько честных людей, сколько ему требуется. Их надо воспитывать. Сегодня в милицию поступают люди, которые могут прийти в кадровый аппарат, написать заявление, пройти соответствующие проверки, медкомиссию, в том числе психологические тестирования, - и стать милиционером без особого труда. Настоящего отбора нет, так как нет конкурса. Низкие зарплаты, неудовлетворительные условия труда, негативное общественное мнение, которое сложилось вокруг деятельности милиции, приводит к тому, что она все более и более становится непопулярной.
Из кого отбирать будущих милиционеров? Подавляющее большинство кандидатов для работы в милиции общественной безопасности отслужили срочную службу в армии. Согласно социологическим опросам, около 70% из них в той или иной мере познали за время службы элементы «дедовщины». Негативные традиции ВС автоматически переносятся на службу в органы внутренних дел. Другого материала для отбора нет.
Много лет министерством создавалась система профессионального образования МВД - свыше 100 учебных центров профессиональной подготовки. Были затрачены миллионы рублей. До 100 тысяч человек ежегодно принималось на службу в МВД, из них 25 тысяч формировали образовательные учреждения системы МВД. Еще 75% сотрудников проходило учебную подготовку на кратковременных 4-6 месячных курсах в учебных центрах.
В образовательных учреждениях системы также возникали большие сложности с конкурсным набором. Возьмем крупный субъект РФ, с населением 3-4 миллиона человек - это 30-40 тысяч выпускников школы. Только половина из них юноши, которые могут нести нелегкую службу. Еще половина не может пройти медкомиссию, так как большинство юношей в школах имеют заболевания глаз, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата.
А что сейчас? Сокращение образовательных учреждений МВД, как намерены сделать в центральном аппарате, приведет к тому, что не четверть поступающих на службу будут подготовлены специально для службы в органах ВД, это число выпускников резко сократиться. В итоге упадет профессиональная подготовка. Отсюда и нарушения дисциплины, и нарушения закона.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов вопрос преемственности поколений. Бесконечные преобразования в системе МВД привели к тому, что основная часть профессионалов ушла из МВД в частные охранные структуры, банки, фирмы. А кто сегодня противостоит преступному элементу? Могу сказать, что свыше 40% сотрудников оперативных служб - молодые люди в возрасте до 30 лет. Еще 40% имеют стаж службы до трех лет. Представьте, какие профессиональные действия мы можем от них ожидать?! Все это серьезные ошибки, которые привели к нынешнему положению дел в МВД. Наверное, в программе реформирование следует предусмотреть сохранение и развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Что говорил Медведев про реформу МВД
- Совершение преступлений сотрудниками МВД будет рассматриваться, как отягчающее обстоятельство при наступлении уголовной ответственности. З неисполнение приказа начальника для сотрудников МВД вводится уголовная ответственность.
- В ближайшее время в руководстве милиции будет проведена ротация. Генеральские должности в МВД будут занимать кандидаты из федерального резерва. Подбор и выдвижение на эти должности будет производиться из числа перспективных офицеров милиции, которые готовы честно защищать закон и права граждан.
- Обстановка в Северо-Кавказском регионе требует усиления работы по обеспечению безопасности самих сотрудников милиции. Надо уделять этому особое внимание, используя и лучший наш, и зарубежный опыт.
- С принятием нового антикоррупционного законодательства деятельность правоохранительных органов стала более активной. Но это только первый этап работы по радикальному снижению уровня коррупции. Предстоит еще много сделать, чтобы очистить государственные и муниципальные структуры от этого зла.
- С этого года милиционеры обязаны предоставлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своих семей. В министерстве приступила к работе комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих, введен институт поручительства. Эти инструменты должны заработать в полную силу.
- Необходимо предусмотреть в профилактических программах меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних, обеспечение их прав и законных интересов. О неблагополучии в этой сфере свидетельствует рост почти в 1,5 раза обращений и жалоб по проблемам соблюдения прав детей.
- Проводить проверки организаций и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, должны только уполномоченные сотрудники министерства. Причем, такие проверки должны проводиться только при наличии заявления о совершенном преступлении и в рамках возбужденного уголовного дела.
- Из года в год раскрывается лишь каждое второе преступление. Нераскрытыми остаются более 1,3 млн преступлений, из них каждое четвертое - тяжкое или особо тяжкое. Не установлены виновные в совершении более чем 2 тыс убийств и покушений на убийство, почти 760 тыс краж, свыше 124 грабежей.
- Раскрываемость преступлений - это один из базовых критериев работы МВД. Желания приукрасить статистику, поменять ее недопустимы, меры по борьбе с преступностью должны быть адекватны ее масштабу, а работа министерства существенно скорректирована.
- Государство будет и впредь заботиться о повышении уровня материального и социального обеспечения сотрудников милиции. В течение короткого периода времени планируется увеличить денежное довольствие милиционеров. По мере роста финансовых возможностей государства, будем решать и жилищные проблемы сотрудников МВД.
Комментарии