«Сурковское чудо» - кому нужна модернизация?
Первый замглавы администрации президента Владислав Сурков рассказал в интервью «Ведомостям» («Чудо возможно») о планах властей по переходу к постиндустриальной экономике и строительству российского аналога Силиконовой долины. В его изложении программа реализации обеих затей оставляет тягостное впечатление.
Власть придумала себе задачу – сделать инновационное развитие статистически значимым. Но есть проблема: на инновации нет спроса. Во всем мире этот спрос определяют государство и крупные корпорации, и никто другой. Нашим корпорациям инновации не нужны («нет драйва»), а без них государство не может выступать единственным заказчиком бесконечно.
Но сейчас – и именно сейчас - спрос можно создать путем реинтеграции бюрократии и бизнеса. В 90-е был триумф коммерсантов, в нулевые – реванш чиновников, а теперь «возможно объединение сил в конструктивном сотрудничестве для общего блага».
Зачем это бизнесу? «Способ гармонизировать свои отношения с обществом». Не надо воспринимать его как «оброк, десятину» - ведь компании будут заниматься тем, что считают полезным для себя. Однако каждой большой корпорации все-таки надо обязательно выбрать направление и создать в нем кластер. В таких кластерах с помощью государства возникнут проекты, пригодные для пересадки в новый государственный же интеллектуальный центр, который, вероятно, вскоре начнут строить в Подмосковье.
Зачем пересаживать? Нужна точка концентрации научно-технической интеллектуальной энергии. В советское время были наукограды, академгородки и т.д. Недавно у Дмитрия Медведева возникла идея сделать нечто подобное, но с нуля – старые кластеры уже «выполнили свою функцию» и вообще устарели. Сейчас нужна новая «эксклюзивность» - с современной западной архитектурой и экспатами.
И все это инновационное развитие будет идти без политических свобод, потому что единственный инструмент модернизации есть консолидированная в Кремле власть.
Дальше в споре с журналистами либеральных «Ведомостей» идут характерные для Суркова пассажи типа «эта [властная] система глубоко укоренена в социальной ткани», «стабильность – не застой, а инструмент развития» и т.д. И вообще, что прицепились со своей свободой, смотрите на Китай.
Все это печально и предсказуемо. Наша власть доселе занималась не инновациями, а улучшением собственного положения, в основном бытового. С чего они будут меняться, если «нефть сегодня не заканчивается»?
Сурков не дает ответа. Хорошо хоть фиксирует отличия от того же Китая: «у них есть энергия, амбиции элит». Нашим чиновникам и олигархам нужно больше «азарта и интереса к жизни». Уголовный кодекс и томик Карнеги на каждый чиновный стол…
Итак, чтобы гармонизировать отношения с обществом, крупному бизнесу нужно выполнить перед азартными слугами народа с зауженным взором социальное обязательство и внедрить таки инновации, почувствовав интерес к жизни. Видимо, если в процессе возникнет постиндустриальная экономика, это и будет чудом.
Здесь уже можно было бы закончить обзор душевно-меркантильных мук замглавы администрации президента, но вот лишь еще три соображения:
Ключевые аргументы в защиту предлагаемой программы модернизации России Сурков черпает из истории других стран, широко пользуясь сомнительными аналогиями. Так, «консолидированная власть» позволила устремиться к постиндустриальному укладу не только Китаю и Корее, но и Франции и Швеции. А «спонтанная модернизация» получилась только в англосаксонских странах, и это был «культурный феномен». Если посмотреть индексы инновационной активности, вложений бизнеса в R&D и т.д., в топах будут отчетливо доминировать либерально-демократические режимы. И постоянно ссылаться на особую стадию развития страны, требующую консолидации власти, здесь неуместно также, как пугать 90-ми и Украиной.
В интервью постоянно звучит мотив эксклюзивности-избранности. Не все компании, а только крупнейшие. Не много городов будущего, а один. «Не надо преувеличивать значение конкуренции». Не важно, как называет Сурков ту силу, что заставит чиновников и крупный бизнес стремиться к модернизации: «азарт», «интерес к жизни», «тщеславие», «большие цели», «дерзость», «вера», «воля». Важно, что ничего этого нет. А есть только черная иномарка, коттедж в охраняемом поселке и «стабильность».
Комментарии