По чьим нотам заиграет Дуда?

На модерации Отложенный

Пока, конечно, сложно понять, по чьим нотам заиграет Анджей Дуда, в какой оркестр и насколько гармонично он впишется. А самое главное, кто будет «дирижировать» вновь избранным президентом. Тем более, что на последнюю должность метит немало желающих и внутри страны, и за рубежом. Но, похоже, амбициозный поляк готов сыграть и импровизированное соло. Дуда уже совершил пару неординарных поступков, вновь заставив говорить о себе.

К примеру, некоторые немецкие СМИ избрание президентом Дуды поспешили связать с возвращением к власти Ярослава Качиньского. Для таких предположений есть свои резоны. Польша — президентско-парламентская республика. Но гораздо больше реальных полномочий, чем у главы государства, сосредоточено в руках правительства, которое, в свою очередь, назначают депутаты Сейма. Чаще всего Кабмин формирует партия, выдвиженец которой становится президентом. Предстоящие в ноябре парламентские выборы, предполагает обозреватель газеты Berliner Zeitung Франк Герольд, может обеспечить партии "Право и справедливость" победу, а ее лидеру Ярославу Качиньскому — пост премьер-министра. Последнее европейских политиков, судя по всему, не обрадует. Как не воодушевила их и майская победа собственно Анджея Дуды.

«Партнерам Польши следует уже сейчас готовиться к явно наметившимся политическим переменам после парламентских выборов. Страна в таком случае не просто слегка «поправеет». Опыт и выступления Дуды показывают, что Польша при правительстве «Закона и справедливости» (вариант названия «ПиС» - Авт.) займет более критичную позицию по отношению к ЕС - по иронии судьбы, как раз сейчас, когда Еврокомиссию возглавляет поляк Дональд Туск» Deutsche Welle

Факт смещения Польши к правому флангу политического спектра с горечью констатирует Франк Герольд. Мысль коллеги развивает варшавский корреспондент газеты Tageszeitung Габриэле Лессер: «Станет ли уклон вправо в Польше таким же катастрофическим, как в Венгрии, зависит в первую очередь от лидера партии «Закон и справедливость» Ярослава Качиньского. В 2007 году его правительство и провозглашенное им «духовное и моральное обновление» утонули в болоте коррупции и секс-скандалов. Ясная победа Дуды может вновь подстегнуть властные амбиции Качиньского. Пять лет тому назад он проиграл президентские выборы против Коморовского. Теперь у него появился шанс вернуться к власти в качестве главы правительства».

«Это было бы фатально для Польши и для ЕС. Качиньскому повсюду мнятся заговоры. Кроме того, его считают злопамятным. Но, возможно, он захочет войти в историю в качестве политического наставника, а актуальную политику предоставит молодым. Тогда, пожалуй, и Польша, и ЕС еще раз отделаются легким испугом», — все же оставляет лазейку для надежды автор.

И вот на фоне этих прямо-таки панических западных настроений — первый фортель Анджея Дуды. Спустя всего три дня после избрания новый президент Польши покинул выдвинувшую его партию. «Для меня естественно, что если ты становишься президентом, то больше никакой партийной деятельности быть не может», — объяснил он сам, отметив, что хотел бы быть президентом для всех поляков, а не только для однопартийцев. Пока остается лишь догадываться, что стоит за этим шагом — был ли он предварительно согласован с лидером родной партии или явился неожиданным и неприятным сюрпризом для Ярослава Качиньского. Впрочем, ответа на этот вопрос ждать недолго. Предвыборная борьба за депутатские мандаты в Сейме, которая вот-вот начнется в Польше, быстро прояснит истинные мотивы и приоритеты Дуды.

Столь же неоднозначно он повел себя относительно украинского президента. Причем случилось это тоже аккурат 27 мая. В тот знаменательный день польские СМИ сообщили, что Дуда не сможет встретиться с Порошенко. Хотя еще накануне они же трубили о том, что такая встреча непременно состоится в Варшаве. Обтекаемая формулировка о необыкновенно плотном графике, который, мол, помешал общению Анджея Дуды с Петром Порошенко, вряд ли кого-то убедила — такие вещи обговариваются и планируются заранее. Чем вызван внезапный холодок в отношениях, непонятно. Сразу после выборов у соседей украинские СМИ с удовлетворением цитировали антикремлевские высказывания Дуды, его слова поддержки киевской власти и критику в адрес Евросоюза, который ведет переговоры с Россией относительно Украины не всем скопом, а только в лице Франции и Германии, что, по мнению поляка, напоминает ему не «нормандский», а «ялтинский» формат.

"С огромным беспокойством я воспринимаю мнение о том, что с Россией следует договариваться любой ценой. Я подчеркиваю - нет таких экономических интересов, которые послужили бы причиной того, что мы, честные люди, продадим Украину." Анджей Дуда

Эти слова нового польского президента с удовольствием смаковали в «незалежной».

И вдруг столь же смачный плевок со стороны пана Дуды уже в сторону господина Порошенко!

Возможно, своенравному Анджею внезапно вспомнились старые обиды. Сам националист, он вряд ли когда-нибудь забудет и простит злодеяния вояк из ОУН-УПА на территории своей Родины в годы Второй мировой войны. Украинская пресса разумно помалкивала на эту тему, но у польского президента были очень жесткие заявления на сей счет. «Считаю, Польша должна занять в этом отношении твердую позицию, и если Украина хочет иметь с нами хорошие отношения, то должна проводить такую политику, которая ведет к объединению народов, а не к углублению существующей неприязни. Историческая правда состоит в том, что были убиты сотни тысяч поляков, и прославление тех, кто их убил, это именно то действие, которое не улучшает отношения с Польшей», — рубил он, в частности, и такую правду-матку.

Хотя ларчик может открываться и гораздо проще. Вполне вероятно, что первую встречу на высшем уровне «независимый» польский президент захотел (или ему настоятельно предложили) провести с вашингтонскими друзьями. Как пишет газета The Guardian со ссылкой на Associated Press, партия «Право и справедливость», если она получит большинство на парламентских выборах в ноябре 2015 года, «зафиксирует правую риторику в повестке дня», а кроме того, «ПиС» является проамериканской силой и может проявлять «дерзкое» поведение по отношению к другим европейским партнерам. Дуда как президент Польши станет кошмаром для ЕС и России, предрекает издание. Почему бы «вашингтонскому обкому» и не разработать несколько «кошмарных сценариев» как для западных, так и для восточных польских соседей, выступив в привычной роли режиссера-постановщика. Помчаться первым делом за инструкциями к хозяину — это так похоже на вассала. Тут особых закидонов даже от «свободолюбивого» Дуды ждать не приходится.

"Для меня естественно, что если ты становишься президентом, то больше никакой партийной деятельности быть не может." Анджей Дуда

Как не приходится, увы, ждать и нормальных взаимовыгодных и уважительных отношений польского президента с нашей страной. «Политику в отношении России нужно направить по принципу «ничего в кредит». Россия должна работать с двойной, или даже тройной, силой на каждый жест Запада, в том числе на ослабление или отмену санкций», — с апломбом заявил Дуда, отвечая на вопрос еженедельника "wSieci" о польской политике в отношении России. Хотя, чем черт не шутит, вдруг и здесь «темная лошадка» решит сымпровизировать? Скажем, председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев высказал мнение, что если президент Анджей Дуда станет «партийным» президентом, а не президентом всех поляков, то внешнюю политику Польши, в том числе её отношения с Россией, ожидают дальнейшие потрясения. Если же он сможет подняться выше партийных инструкций, то тогда ему надо учитывать общественный запрос на перемены. А в запрос этот, считает сенатор, входит и улучшение отношений с Россией. «От нынешней конфронтации зависит судьба многих граждан Польши: санкции и наш ответ на них напрямую и негативно влияют на её экономику. Польша теряет привычный российский рынок. Все знают о польских яблоках, но номенклатура товаров, которые традиционно поставлялись из Польши в Россию, гораздо шире. Ущерб от санкций для польской экономики оценивается в 800 миллионов, а по некоторым оценкам — в 1 миллиард евро! Это очень серьёзная цифра, и этот фактор для поляков является не менее важным, чем желание дополнительно антагонизировать Россию или поддержать пропольские настроения на той же Украине», — обосновывает свое мнение Константин Косачев. Что ж, Анджей Дуда сделал первый шаг, «поднявшись выше партийных инструкций». В какую сторону он отправится дальше на своем президентском пути? Поживем — увидим.

К слову, неплохой ориентир на будущее ему подсказал экс-президент Польши Александр Квасьневский (возглавлял государство в 1995–2005 годах). Не питая к нашей стране горячих чувств, но трезво оценивая ситуацию, он считает, что «Россия в обозримом будущем может стать одним из новых центров формирующегося ныне мультиполярного мира». Об этом Квасьневский говорил 31 мая на конференции по вопросам безопасности в Праге. По его мнению, на первых ролях в будущем мире будут Россия, США (которые, тем не менее, никогда не станут так сильны, как последние 20–30 лет), Евросоюз, а также Индия и Китай. При этом польский экс-президент оговорил, что Евросоюзу для сохранения мирового лидерства нужно справиться с нарастающим евроскептицизмом, который разделяет и новый глава Польши.