Православие, тандемократия, народность
Православие не может быть основой для модернизации.
Идея о том, что православие может быть консолидирующей основой, цементом для построения общества и государства нового типа, устарела века на три, а то и больше.
Прежде всего, большим заблуждением было бы считать, что современное российское общество является православным или хотя бы обществом, в котором преобладали бы православие и ислам. На самом деле, сегодняшнее общество – светское, со значительной долей если не атеистов, то, как минимум, агностиков. Понятно, что в условиях отсутствия единых религиозных представлений в масштабах страны, православие не может быть основой для модернизации.
Да и, возвращаясь в прошлое, едва ли возможно найти период, когда усиление роли православия совпадало бы с бурным развитием техники, отечественного производства и общественных отношений. Хорошо еще, если после проведения исторического анализа не окажется, что увеличение значения православия в стране и скорость инновационного развития и вовсе являются разнонаправленными трендами.
Серьезным препятствием для позиционирования православия как модернизационной идеологии является и конституционная основа российской государственности, в рамках которой никакая идеология не может быть признана государственной.
Таким образом, идее сделать православие двигателем модернизации препятствует:
а) религиозная раздробленность российского общества;
б) отсутствие исторических прецедентов успешного использования православия как основы для инновационного развития;
в) конституционные ограничения.
Склоняюсь к тому, что партийный документ «Нравственная основа модернизации» – это всего лишь прощупывание почвы и поиск возможностей усиления влияния отдельных властных групп, которые сами едва ли верят в вероятность реализации сценария православной модернизации и прекрасно понимают, что предлагаемые ими идеи звучат диссонансом, во-первых, с современной российской действительностью, а во-вторых, с мейнстримовой модернизационной доктриной, звучащей из уст первых лиц страны.
Комментарии
А привлек он массу протестантов, потому что увидел их работу в Голландии и Англии.
Как только министр образования Уваров предложил в 1832 году цели России: "Самодержавие, Православие, Народность" то тут же все покатилось вниз, началась деградация. Результат проигрыш в Крымской войне. Только что, 40 лет назад русская армия была лучшей, в 1815 году она вошла в Париж, разгромив Наполеона. И вдруг в 1855 году позорное поражение. А все идеология. РПЦ несет в себе идеологию социальной замкнутости, застоя.