Евросоюз грозит Лукашенко санкциями

ЕС готов ввести санкции против Белоруссии в случае притеснения поляков. Как передает РБК, такое заявление сделал глава Европарламента Ежи Бузек во время своего выступления в польском сейме.

По его словам действия белорусских властей в отношении членов неофициального Союза поляков следует рассматривать как «атаку на демократическую оппозицию Белоруссии».

По словам Бузека, у Евросоюза есть два варианта развития отношений с Белоруссией, отмечает Associated Press. «Официальный Минск должен прекратить арест представителей национальных меньшинств и других независимых неправительственных организаций, - заявил он. - В противном случае ЕС рассмотрит возможность введения экономических санкций, в частности визовых и торговых ограничений».

Бузек считает, что ЕС не может продолжать поддерживать нормальные отношения с Белоруссией, когда нарушаются «основные принципы сотрудничества и права граждан».

Ранее премьер-министр Польши Дональд Туск обвинил Белоруссию в дискриминации польского меньшинства. Поводом для его слов послужил конфликт в белорусском городе Ивенец, где власти отбирают помещение у незарегистрированного Союза поляков в Белоруссии. Выступая в Варшаве, Туск назвал действия белорусских властей «необоснованными и скандальными».

Ранее из-за скандала Польша отозвала своего посла из Минска.

Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов, 12 февраля посетивший Варшаву, объяснил произошедшее конфликтом между двумя польскими организациями в Белоруссии, к которому власти, по его словам, не имеют отношения.

Как ранее сообщалось, Польский дом в городе Ивенец (Минская область) до последнего времени он находился под контролем не признанного официальным Минском Союза поляков Белоруссии (СПБ). Однако на днях белорусская милиция и судебные приставы вывели активистов Союза из здания и приступили к описи имущества.

СПБ был основан в 1990 году с целью консолидации польской общины. В 2005 году, как говорят, не без участия белорусских спецслужб внутри Союза произошел раскол. Одна его часть согласилась с политикой белорусского руководства, другая, «нелояльная» - оказалась вне закона.

Правоохранительные органы Белоруссии арестовали ее лидеров, включая главу организации Анжелику Борис.

Это событие перевело белорусско-польский конфликт в открытую форму. После освобождения Анжелика Борис сообщила, что руководимый ею Союз будет обращаться за поддержкой «не только в белорусский суд, но и ко всему миру». Одновременно МИД Польши заявил, что проблема Союза поляков является общеевропейской и ЕС должен четко сформулировать свою позицию по этому вопросу. Президент Белоруссии Александр Лукашенко ответил, что не допустит превращения поляков, проживающих в руководимом им государстве, в «марионеток» зарубежных стран.

В апреле 2009 года непризнанный СПБ обратился к администрации президента Лукашенко с призывом легализовать его деятельность, однако в очередной раз получил отказ. После этого Союз выступил с резкой критикой руководства Белоруссии за преследование своих членов.

Прелюдией к нынешнему витку конфликта послужило возбуждение уголовного дела в отношении руководителя местного отделения непризнанного Союза поляков Терезы Соболь (оно базируется как раз в Польском доме в Ивенце). Белорусская милиция заявила, что, начиная с 2004 года, этот Дом незаконно получал материальную помощь. Правомерность такого обвинения вызывает сомнение, так как срок давности по этому делу уже истек. Тем не менее, заведенное уголовное дело позволило белорусским властям провести собрание местной организации Союза поляков. На нем было принято решение провести выборы нового руководителя Дома. Выборы назначили на 21 января 2010 года.

В день выборов произошли массовые задержания активистов непризнанного СПБ, которые собирались приехать в Ивенец для защиты Дома. В Доме планировалось провести съезд «подвластного» Союза поляков, на котором был бы избран новый глава ивенецкого отделения. Им должен был стать Станислав Бурачевский. Однако тогда акция белорусских властей не вполне удалась, и Тереза Соболь сохранила свой пост. Вероятно, сейчас руководство Белоруссии делает вторую попытку достичь своей цели.