АНТИКРИЗИСНЫЙ ПРОЕКТ КРЕМЛЯ: КРАПОВЫЕ БЕРЕТЫ В ПОМОЩЬ ОМОНУ

На модерации Отложенный

РИА Новости«Ежедневный журнал» и Agentura.ru продолжают изучать кампанию по борьбе с экстремизмом, которая, как следует из собранных нами фактов, ведет к усилению полицейских функций государства. Мы уже писали о том, что в последнее время увеличилось количество милицейских спецназов (ОМОН и ОМСН) и были разработаны новые схемы переброски отрядов из региона в регион. На этом тему участия спецподразделений в антиэкстремисткой кампании предполагалось закрыть, но происходящие события не позволяют этого сделать.

31 января на митинге в защиту 31 статьи Конституции на Триумфальной площади наш корреспондент заметил бойцов Внутренних войск (ВВ) с символикой Центра спецназначения на нашивке. Спецназовцы не участвовали в разборках с митингующими, а наблюдали за происходящим из автобусов.

До последнего времени считалось, что спецназ ВВ нужен для подавления вооруженных мятежей, именно поэтому он активно применяется на Северном Кавказе. Присутствие спецназа Внутренних войск на мирном и не таком уж многочисленном митинге, который уже не раз проходил в центре столицы и, как известно, обходился без вооруженных столкновений, выглядело странно.

Однако это не случайность. Новая политика государства предполагает, что Внутренние войска, включая спецназ, будут все больше привлекаться во время митингов и массовых шествий.

Эту тенденцию глава МВД Нургалиев подтвердил в своей статье, посвященной последним изменениям в ВВ, опубликованной в «Российской газете» 27 октября 2009 года.

По его мнению, лишившись в 90-х функций по конвоированию и охране заключенных, ВВ существенно расширили свои права по охране общественного порядка.

Спецназ для митингов

Конечно, некоторые подразделения Внутренних войск уже много лет регулярно привлекаются для поддержания порядка в столице. К бойцам дивизии им. Дзержинского и софринской 21-й бригады москвичи давно привыкли. Во время милицейских усилений именно они появляются в метро и на улицах, но чаще всего их используют в выстраивании живых коридоров на пути футбольных болельщиков на стадионы.

Однако лишь несколько лет назад на массовых мероприятиях в Москве и других городах стали задействовать спецназ. По словам командующего Внутренними войсками Николая Рогожкина, подразделения спецназа привлекались при праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, 1000-летия Казани, в мае 2007 года на саммите «Россия-ЕЭС» в Самаре. В Кондопогу в 2006 году во время конфликта местного населения с кавказцами былапереброшена отдельная бригада оперативного назначения и отряд спецназа из Архангельска.

mvd.ruВ конце 2006 года специально для борьбы с массовыми беспорядками в Москве сформировали новый отряд спецназа «Пересвет», который вошел в состав 55-ой дивизии Внутренних войск.

В отряд набрали бойцов, многие из которых прошли горячие точки. На вооружении у них имеется стрелковое оружие, бронежилеты, пластиковые щиты и полицейские газы, а также бронетранспортеры.

«Создание отряда обусловлено тем, что в столице должно быть создано еще одно подразделение для участия в обеспечении безопасности при проведении массовых мероприятий и для быстрого реагирования на сложные ситуации силовыми мерами», – заявил тогда Николай Рогожкин.



В отличие от уже действующих 16-ти отрядов спецназа ВВ, «Пересвет» не задействуется в Чечне, поскольку, по замыслу милицейского руководства, должен быть всегда готов к подавлению уличных беспорядков в столице, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Базируется он в Москве – в военном городке на Ленинградском шоссе. Отряд регулярно привлекается «для обеспечения безопасности» во время футбольных матчей и народных гуляний. Как писал «МК», во время знаменитого футбольного матча «Манчестер – Челси» в мае 2008 года шесть групп спецназовцев из «Пересвета» по 50 бойцов каждая сидели в засаде – на всякий случай.

Последние учения, в которых участвуют ВВ, подтверждают, что они всерьез намерены заняться наведением общественного порядка в российских городах. В августе прошлого года 55-ая дивизия Внутренних войск вместе с милицией отрабатывала тактику «пресечения массовых беспорядков» в Москве и области.

Следующие учения ВВ, состоявшиеся в октябре 2009 года в Балашихе, закончились скандалом. СМИ сообщили, что согласно плану учений спецназ ВВ тренировался разгонять группу пенсионеров, заблокировавших трассу, с помощью водометов и слезоточивого газа. МВД сочло эту информацию порочащей честь мундира и поправило журналистов: это были не пенсионеры, а экстремисты, а водометные машины использовались только для устрашения.

Тем временем численность подразделений спецназа ВВ постоянно растет: если в 2003 году она составляла около 10 тысяч, то в 2007 году выросла до 17 тысяч человек.

Кроме того, ВВ в данный момент обладают возможностью мониторить обстановку в городах по всей стране в режиме реального времени. Новые центры управления войсками ВВ оснащены современной телекоммуникационной системой, которая интегрирована с электронным комплексом МВД «Безопасный город». Последний в режиме on-line транслирует «картинку» происходящего на площадях и улицах в 53 регионах России, где установлены камеры видеонаблюдения. Как работает эта система, в июне 2007 года продемонстрировали Путину в Ростове-на-Дону, где находится новый центр боевого управления Северо-Кавказского округа Внутренних войск.

<a target=http://www.bratishka.ru" width="420" height="264"><a target=http://www.bratishka.ru" width="420" height="319" align="middle">Как любая воинская структура, спецназ Внутренних войск имеет свои традиции и характерные особенности. У спецназа ГРУ — изобретательность, скрытность, нежелание светиться перед публикой; у Центра спецназначения ФСБ — элитарность (все должности в оперативно-боевых отделах офицерские); у спецназа ВВ — брутальность, культивируемая напоказ. На экзамене на получение «крапового берета» оцениваются навыки рукопашного боя отдельного бойца, а не умение всего подразделения выполнить поставленную задачу.

При таких требованиях вырабатывается вполне определенный тип бойца: с замкнутой системой ценностей, понятной только своим. Она гарантирует его лояльность в любых условиях, но вряд ли подходит для действий в многолюдном городе в мирное время.

Вопрос, что такие бойцы могут противопоставить мирным манифестантам и зачем это властям, остается открытым