Одесса. Украина и Запад хотят, чтобы о трагедии 2 мая забыли

На модерации Отложенный

Год назад в Одессе были заживо сожжены 42 человека - противники майдана. Ещё 6 застрелили на улице. «Открытого расследования этого преступления не ведётся», - утверждает немецкий журналист Ульрих Хайден.

Немецкий журналист Ульрих Хайден и его коллеги взяли на себя роль криминалистов и попытались разобраться в этой трагедии. В результате их расследования, которое длилось 7 месяцев, появился фильм «Беглый огонь».

Акция устрашения

 Полина Молоткова, «АиФ»: Ульрих, к каким выводам вы пришли?

 Ульрих Хайден: Главный результат нашего исследования в следующем. Мы не можем утверждать, что киевские власти планировали уничтожение людей в одесском Доме профсоюзов. Но можно сказать уверенно, что эти власти всеми силами способствовали тому, чтобы жители Одессы, выступающие за федерализацию Украины, за сближение с Россией, были жестоко наказаны.

 Кто заживо сжёг Одессу-маму?

Планировалась некая акция устрашения. В город приехали сторонники киевского майдана. Причём их проживание, как утверждает бывший начальник милиции общественной безопасности Одессы Дмитрий Фучеджи, финансировал губернатор Одесской области Владимир Немировский. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Парубий обеспечивал бронежилетами людей, которые потом стреляли по оппозиционерам, пытавшимся спастись из горящего здания, - это подтверждает видеозапись. Все знали, что 2 мая будет футбольный матч и что в Одессу приедет целый поезд фанатов. Было очевидно, что будет предпринята попытка уничтожить лагерь оппозиции. Но никто не попытался её предотвратить. Милиции на улицах было мало, милицейское руководство собрали на трёхчасовое совещание в то время, когда уже начиналась массовая драка.

 - В фильме вы говорите, что, пожалуй, ни одно происшествие не было так подробно заснято на видео. Почему же не нашли виновных?

 - Суда ожидают 24 человека - все противники майдана. Их обвиняют в организации массовых беспорядков, хотя против них никаких свидетельств как раз и нет. Были задержаны ещё трое. Один, судя по видео­записи, добивал обгоревших людей, которые выбрасывались из окон. Ещё двое стреляли в антимайдановцев и в милиционеров. Всех троих отпустили! Из тех, кто поджигал Дом проф­союзов, сегодня никто под стражей не содержится, никому не предъявлены обвинения. Думаю, это делается специально, чтобы об этом пожаре меньше вспоминали и говорили, чтобы новая киев­ская власть выглядела в глазах мировой общественности как демократическая.

«Кто бы ни победил, хуже будет всем». Эксперты о трагедии в Одессе

 - Неужели в Европе этого не видят? Или не хотят видеть?

 - Уверен, что наши политики всё знают. Что касается простых людей, то они осведомлены лишь о том, что им рассказывает телевидение. Когда случилась эта трагедия, немецкие СМИ преподносили её как стычку между футбольными фанатами или какими-то радикально настроенными молодчиками. И дело не только в Одессе. О страданиях мирного населения на востоке Украины тоже пишут очень мало.

 - Собранные вами свидетельства кого-нибудь в Европе заинтересовали?

 - Вы знаете, самое страшное - это реакция на наш фильм. Мы хотели показать обществу, как это событие замалчивается и что нужно провести нормальное расследование, отправить на место адвокатов, правозащитников, проверить собранные нами данные. Но немецкие СМИ сделали вид, что фильма просто не существует, хотя они получили все наши материалы.

Нас даже не обвинили в том, что мы сделали пророссийский фильм, за который нам наверняка заплатил лично Путин. Значит, они панически боятся хоть как-то затрагивать эту тему. Это так странно для нашего общества - ведь мы считаем себя носителями демократии, заявляем, что научим европейским ценностям Россию и все развивающиеся страны. И что мы делаем, когда у нас перед носом сжигают более 40 человек?

 - Эта трагедия как будто возвращает нас в годы, когда фашисты сжигали целые деревни, заперев людей в сараях. Вы говорите, что европейские политики всё понимают. Скажите, им не страшно? Они не боятся, что нацисты, которым позволили творить такое в одной европейской стране, расправят плечи?

Дмитрий Песков: «Уверен, Запад от нас не отвяжется никогда»

 - В прошлом году в Донецке одна женщина сказала мне: «Сейчас нацисты орудуют у нас, но они придут и к вам». Я всё больше и больше понимаю эти слова. Праворадикалы усиливаются не только на Украине. Что касается политиков, то, может быть, им немного страшно. Но им кажется, что есть что-то пострашнее - это Россия, которая всё чаще отказывается поступать по их указке. Сейчас Запад руководст­вуется тем, что все меры оправданны, если они позволят получить под контроль территорию Украины и ослабить Россию. Поэтому каждый день во время майдана в Германии выходили статьи о том, как важно бороться против диктатора Януковича. Наши газеты зажигали этот майдан. И теперь Запад постоянно требует что-то от Москвы, но закрывает глаза на то, что делает Киев. Украинскому правительству выдают кредиты, но никто не скажет: вы должны соблюдать права человека, защищать мирное население, поставлять гуманитарную помощь всем украинцам, в том числе и тем, кто живёт на востоке страны, - ведь они ваши граждане. Как можно защищать эту власть, если она не представляет интересы всех украинцев? 

 - Объясните, почему Россию всё время противопоставляют западным странам? Или это нам только кажется? 

Запад любит только слабую Россию - Путин

 - Наверное, есть силы на Западе, которые хотят видеть слабую Россию, которой можно руководить. А ваша страна, несмотря на огромные внутренние проблемы, - сильная. И люди русские, которые живут очень трудно, закалились. В условиях постоянного внешнего давления, экономической нестабильности у вас формируется сильная нация. К сожалению, все слова о том, что после распада СССР наступили мир и взаимопонимание, оказались фальшивыми. Что делали западные страны на этом пути в течение 20 лет? Расширяли НАТО на восток без согласия России. Поддерживали ваших врагов, таких как Саакашвили, и теперь поддерживают Порошенко. Отчуждение продолжается. И не только на политическом уровне. Простые европейцы ничего не знают о том, как живут украинцы и русские, не знают истории ваших стран, не понимают, почему на Украине появилось такое широкое сопротивление новой власти. Вы знаете, у нас в Германии есть такой термин - «понимающие Россию». Так говорят о людях, которые не настроены агрессивно антироссийски, стараются разобраться в том, как развивается ваше общество. Считается, что быть «понимающим Россию» - «русланд ферштеер» - ненормально. Нормальный - тот, кто видит угрозу в вашей стране и вашем президенте. И, чтобы не было большого вооружённого конфликта между Россией и силами НАТО, нарастание этого отчуждения нужно остановить.