Латвийский вид на жительство теряет популярность
Первые месяцы 2015 года показали резкое падение спроса на латвийский вид на жительство (ВНЖ). Вместе с этим упали продажи домов и квартир, а экономисты прогнозируют снижение цен на недвижимость.
Повышение входного порога для получения вида на жительство и ослабление рубля привели к тому, что спрос на ВНЖ упал примерно в четыре раза.
Программа по привлечению инвестиций работает в Латвии с 2010 года: вложив деньги в местную экономику, можно получить вид на жительство по упрощенной схеме.
За это время Латвия привлекла 1,3 миллиарда евро инвестиций, 16 тысяч инвесторов получили вид на жительство. 11 тысяч из них – россияне.
На фоне украинского кризиса и резкого ухудшения отношений между Западом и Россией латвийские политики заговорили о том, что программу следует приостановить, так как она способствует притоку в страну граждан России.
Основной аргумент сторонников этой идеи заключался в том, что Россия аннексировала Крым, ссылаясь на необходимость защищать права соотечественников.
Противники этой аргументации говорили об экономических плюсах программы: иностранцы покупают недвижимость (как правило, инвестиции шли именно в эту сферу), платят налоги, перевозят семьи, стимулируют сферу обслуживания.
В итоге латвийские депутаты сошлись на компромиссном варианте: программу не закрыли, но минимальную стоимость недвижимости, на основании которой можно было запросить ВНЖ, подняли со 142 тыс. до 250 тыс. евро.
ВНЖ в Латвии: дорог и непривлекателен?
"Думаю, у большинства политиков было понимание того, что это будет ударом для латвийской экономики. Но считалось, что этот удар не будет настолько болезненным, потому что тогда еще не было ни российских [контр-]санкций, ни других негативных экономических эффектов, – говорит последовательный противник ужесточений экс-министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский. – К сожалению, решения часто принимаются, не исходя из прагматичных экономических соображений".
Поправки о повышении потолков вступили в силу в сентябре 2014 года. Еще три месяца после этого латвийские чиновники продолжали получать заявки от соискателей видов на жительство: подавать документы можно в течение нескольких месяцев после заключения сделки.
К началу 2015 года контрольные три месяца истекли, и оказалось, что интерес иностранцев сильно сократился.
В январе 2015 года Управление по делам гражданства и миграции Латвии (УДГМ) получило 60 заявок (в одной заявке на ВНЖ могут претендовать несколько человек, к примеру, члены одной семьи, которая купила квартиру).
Для сравнения, в январе 2014 года таких заявок было 242. В феврале 2015 – 39 заявок (против 157 годом ранее), в марте 2015 – 35 (180 годом ранее).
Удар по рынку Риги и Юрмалы
Первыми тревогу забили маклеры, поскольку большая часть инвестиций шла именно в недвижимость.
Латвийская ассоциация недвижимости Lanīda заявила, что число запросов ВНЖ в обмен на инвестиции в недвижимость с момента вступления в силу новых правил сократилось на 90%.
В ассоциации подсчитали, что ввиду этого обстоятельства государство недополучило 9 млн евро только в виде прямых пошлин.
По словам исполнительного директора ассоциации Ирины Сярки, россияне в Латвии сейчас почти ничего не покупают.
"Тут сразу ряд факторов: сначала запрет на въезд некоторых деятелей культуры, что вызвало негативную реакцию, потом обсуждение полной остановки работы программы, потом – повышение порогов и введение государственной пошлины в размере 5%, потом – падение курса рубля.
Так сложились обстоятельства", – говорит директор ассоциации Lanīda.
Всего же, по данным Земельной книги Латвии, количество сделок в Риге и Юрмале сократилось в полтора раза – именно в эти города шел основной поток инвестиций от жителей СНГ.
В январе 2015 года в Риге было куплено 874 объекта, тогда как годом ранее – 1119.
Пик активности пришелся на август прошлого года, то есть, накануне вступления в силу новых потолков, тогда в латвийской столице было заключено 1506 сделок.
В Юрмале ситуация похожая: в январе 2015 года было куплено 92 объекта, годом ранее – 125. В августе 2014 года – 312 (абсолютный рекорд с 1993 года).
Привычный набор
Кроме того, по словам Ирины Сярки, в Риге не так просто найти квартиры, которые соответствуют новым условиям получения ВНЖ.
"Объектов стоимостью более 250 тысяч евро достаточно, однако есть еще ограничения по кадастровой стоимости. [Стоимость недвижимости, определенная государством. Из этой суммы высчитывается налог на недвижимость. – прим. ред.] Она должна быть не менее 80 тысяч евро, а таких объектов очень немного, – говорит Ирина Сярка. – Сейчас [партия "Национальное объединение"] предлагает поднять порог до 100 тысяч евро. Мы решили выяснить, сколько у нас объектов с кадастровой стоимостью более 100 тысяч евро, оказалось, меньше 1%, и сюда входят, к примеру, здание Сейма и здание правительства".
В Юрмале процент таких зданий выше, но для эксклюзивной курортной недвижимости повышение потолков было не столь важным фактором, как общее ухудшение геополитической ситуации.
"Если анализировать российского покупателя, то тут большую роль играет мода, – рассказывает Русской службе Би-би-си глава компании Jurmala Real Estate Игорь Данилевич. – Возможности были, деньги были, друг купил – почему бы и мне не купить? Моя компания занимается в основном юрмальской недвижимостью, тут популярные объекты всегда стоили больше 250 тысяч евро. Речь идет о недвижимости в новостройках на морской стороне, где стоимость квадратного метра начинается от 3000 евро. Однако этот тренд закончился".
И снова повторяется привычный набор: проблемы с Украиной, падение рубля, санкции.
"Большую роль сыграли изменения в законодательстве Латвии и какие-то распоряжения в самой России. Многим, скажем, чиновникам, запретили покупать недвижимость за границей", – заключает Данилевич.
Масштабного кризиса не будет
Впрочем, масштабного кризиса на рынке в латвийских риелторских кругах не ожидают и падения цен тоже не прогнозируют. Хотя и понимают, что неприятностей не избежать.
Экс-министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский более пессимистичен в прогнозах, и считает, что рынок недвижимости "ждет депрессия".
"В определенный момент строителям было сказано, что у них есть возможность строить жилье, которое потом можно будет продавать россиянам или жителям СНГ с определенной покупательской способностью, – говорит Домбровский Русской службе Би-би-си. – Со стороны строителей было определенное доверие, они начали строить дома. Сейчас они их построили, а продать не могут".
По мнению бывшего министра, вероятно, девелоперам придется снижать цены, чтобы продать эту недвижимость другой категории покупателей.
"Скидывать, вероятно, придется довольно много", – заключает Вячеслав Домбровский.
Комментарии
1 мая 2004 года население и власти Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии встретили как праздник.
Что нашли, а что потеряли новообращенные евросоюзники. Бывшие советские прибалтийские республики Эстония, Латвия и Литва, дружно став независимыми, так же дружно вступали и в ЕС. То, что промышленность этих стран за 10 лет европейства практически перестала существовать, признают многие эксперты.
Бывшие фабрики стали складами и торговыми центрами. Как-то неудивительно, что зарплаты населения при этом в странах Прибалтики снизились на 10 - 15%. Но ведь не в безвоздушном же пространстве живут эти государства. Вокруг полно новых союзников, друзей. Неужто они не помогут? Помогают, но небезвозмездно. Дают в долг и под проценты.
В результате с 2003 по 2012 год внешний долг по отношению к ВВП в Латвии вырос вдвое с 73 до 145%. И выхода не предвидится. Потому что становится просто некому работать на отдачу долгов.
Властям Латвии наплевать на граждан Риги. Такова позиция властей Европы, им плевать на своих граждан.
Грязный воздух в Риге: почему городу грозит штраф, но власти не волнуются
http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/gryaznyj-vozduh-v-rige-pochemu-gorodu-grozit-shtraf-no-vlasti-ne-volnuyutsya.d?id=45636686#ixzz3YJ193hMS
Одно НО: когда я обращалась по-русски, то мне не отвечали, демонстративно убирая то, что я хотела купить, под прилавок. И при этом улыбались. 1987 год.
Однако, хочется отметить, что и у нас в Москве не осталось ни заводов, ни фабрик. Всё под офисы и склады.
Очень жаль, что от московских кондитерских фабрик остались одни воспоминания. Конфеты под известными советскими названиями сейчас, простите, чистое гуано:((( А ведь какие раньше вкусные были!
Да и воздух у нас Москве тоже дерьмовый.
Помнит только мутной реки вода
Время, когда радость меня любила
Больше не вернуть ни за что, никогда..........
----------------------------------------------------------
То были времена СССР. А сейчас так:
Плювали власти из Евросоюза
на головы беспечных еРижан...
Lasis, вы идиот?
лучше куда нибудь на Балканы, там хоть солнце и теплое море.
А в рассийских СМИ пишут, што там с голоду помирают, потрошат русских и воздух, в отличие от Москвы, грязный....
плохо