Все на борьбу с биткойн!

На модерации Отложенный

Не любит российский Минфин денежные суррогаты, особенно биткойн. Выпуск любых денежных суррогатов запрещен законом, еще в 1990 году. Но Минфин хочет запретить еще сильнее. Бинкойн – в первую очередь. Чем это биткойн так насолил Минфину – неизвестно, но, как говорится, насильно мил не будешь. «Мы готовим меры ответственности за распространение денежных суррогатов, в том числе биткойнов, за организацию финансовых пирамид» — заявил Министр финансов на только что завершившемся съезде Ассоциации российских банков.

Попробуем разобраться, действительно ли биткойны так же страшны и опасны, как финансовые пирамиды.

Для начала попробуем понять, что такое денежные суррогаты в российском законодательстве. Денежный суррогат – это объект имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемый в качестве средства платежа и (или) обмена и непосредственно не предусмотренный федеральным законом. Обратите внимание, что согласно данному определению денежным суррогатом следует признать и такое универсальное российской средство платежа, как водка. Поэтому, наверное, в законе о Центральном банке следует предусмотреть платежи бутылкой водки, иначе мы получим слишком много нарушителей закона, а производители алкоголя неожиданно для себя окажутся эмитентами денежных суррогатов.

Вообще, я думаю, Минфин хочет как лучше. В современном финансовом мире все стало сложно и запутано. Стремительно появляются новые финансовые инструменты, например, электронные деньги, и самый вредный из этих инструментов – биткойн. И с ним что-то нужно делать, нельзя все время изображать, что мы его не замечаем. Это не надуманная проблема, ее пытаются решить во многих странах, но в каждой стране по-своему. А все потому, что экономическая теория не дала пока внятного ответа на вопрос, что такое биткойн и каковы его перспективы. Похоже, что биткойн открывает новую страницу в многовековой истории и теории денег.

Что это такое биткойн? Слово биткойн иностранное, составное из слова бит – элементарная единица информации (ноль или единица) и слова койн – монета. А биткойн – это оригинальная денежная единица или виртуальная валюта. До сих пор точного определения нет, но чаще всего биткойн рассматривают как частную виртуальную валюту. Частная — это в смысле негосударственная. Действительно, биткойн эмитируется, но ни одно государство к этому отношения не имеет. Эмиссия осуществляется в компьютерной сети, к которой может иметь доступ любой пользователь интернет. И существуют биткойны только в виртуальном виде, в виде компьютерного кода, нет ни банкнот, ни монет. А кто же эмитирует эту денежную единицу? В том-то и дело, что никто. Разработчики создали и запустили систему, которая сегодня живет своей жизнью. Более того, неизвестно, кто эти разработчики. Официально считается, что в 2009 году система была запущена японцем Сатоси Накамото. Но его никто не видел. Есть ли такой человек, японец ли он, все это неизвестно.

Но система работает. Новые биткойны эмитируются, причем, по заданному на много лет вперед  алгоритму. И уже никто не может изменить этот алгоритм. Сначала биткойны с трудом завоевывали популярность. И, что удивительно, завоевали, пусть частично, но завоевали. С недавних пор биткойнами можно расплачиваться не только в третьеразрядных интернет-магазинах, а, например, даже в eBay. И поменять биткойны на доллары, евро или рубли не составляет труда, торговля ими ведется на нескольких интернет-биржах. 

А что стоит за биткойнами?

Ни-че-го! За долларами стоит экономика США, за рублями – экономика России. А за биткойнами ничего. Но есть доверие, оно уже появилось. И здесь возникает вопрос: а может быть деньги, это нечто идеальное, основанное только на доверии. Биткойн это доверие стремительно зарабатывает. Более того, если мы знаем эмиссию биткойнов на сто лет вперед, то и доверие к ним будет выше, чем к традиционным валютам. Любую валюту можно испортить (есть такой термин, порча денег, по-моему, современная инфляция и девальвация, это вид порчи денег), а биткойн испортить нельзя. Да, доверие к этой молодой и необычной валюте растет не линейно, а скачкообразно. Соответственно, скачкообразно меняется курс биткойна, а это, в свою очередь привлекает не только спекулянтов, но и откровенных жуликов. Но биткойн живет и развивается.

Интересно сравнить биткойн и золото. Именно золото в течение многих столетий являлось настоящими деньгами. С финансовой системой тогда было все просто: сколько золота – столько и денег. Золото обеспечивало финансовую стабильность.

Но это оказалось неудобно, особенно для финансирования войн. Война требует денег значительно больше, чем имеется в наличие. Добыть эти деньги оказалось очень просто с появлением бумажных денег. Во время войны они печатались в огромном количестве. А после войны – как сложатся обстоятельства. Можно, например, объявить конфискационную денежную реформу, запустить инфляцию, провести девальвацию.

Так вот, с биткойном это не пройдет. Он даже по сравнению с золотом значительно стабильней. Конечно, это ограничивает возможности финансового регулирования. Но, может быть, это хорошо, потому что, финансовое регулирование стало настолько сложным, что порождает множество ошибок и проблем. Кризис 2008 года был чисто финансовым. Что делать с гигантскими государственными долгами многих стран, в том числе США, никто не знает. И так далее.

И еще. Биткойн с момента своего появления интернационален. Мы говорим, что экономика стала глобальной. А финансовые системы стран локальны. Может быть, биткойн – это глобальные деньги, адекватные нынешнему или завтрашнему состоянию экономики? Есть такая теория, что развитие мира идет по спирали. Финансовый мир ушел от простой материальной схемы деньги-золото, перешел к современной крайне сложной и запутанной финансовой системе, уже не на материальной, а на идеальной основе, доверии, а сейчас на этом идеальном уровне вновь возвращается к прежней простой схеме: сколько биткойнов – столько денег.

Все о чем говорилось, это сложные и для теории и для практики вопросы, и не только для России. Большинство стран признали биткойн. Где-то он считается имуществом, где-то, частной валютой. От операций с биткойнами собирают налоги. И лишь в немногих странах биткойн просто решили запретить. К сожалению, и в России. Как запрещены у нас региональные и местные деньги. Правильно ли это, не уверен. Запретить — проще всего.

В заключение необходимо сказать, что такое внимание биткойну уделяется только потому, что это самая раскрученная виртуальная валюта, но не единственная. Будущее биткойна предсказать сложно, проект может и лопнуть по разным причинам. Но ему на смену придет другая, более совершенная виртуальная валюта. От проблемы виртуальных денег мы никуда не уйдем. Только нужно ли их называть суррогатами?