Классика аниме: Шепот сердца
Штудируя библиотечные книги во время летних каникул, 14-летняя школьница Сидзуку замечает, что в формулярах некоторых из них перед ее именем стоит имя «Сейдзи Амасава». Заинтригованная девочка пытается выяснить, у кого точно такой же литературный вкус, и хотя ее первое знакомство с Сейдзи, учеником из параллельного класса, проходит не так романтично, как она рассчитывала, ребята быстро становятся друзьями. Вскоре парень признается Сидзуку, что учится делать скрипки и что вместо поступления в старшие классы готовится к отъезду в Италию, в школу скрипичного дела в Кремоне. Привязанность Сейдзи к его ремеслу вдохновляет девочку, и она решает попробовать себя в сочинении фантастических историй. Невзирая на приближающиеся переводные экзамены, она полностью погружается в сочинение повести об изящной фигурке кота-аристократа, которая принадлежит дедушке Сейдзи, мастеру-антиквару.
Кадр из аниме-фильма "Шепот сердца"
Режиссер «Шепота сердца» Ёсифуми Кондо, как считается, умер от того, что слишком усердно работал. Его гибель потрясла Миядзаки и убедила режиссера работать меньше, чем он работал до 1998 года
Студия Ghibli была создана как «карманная» компания двух выдающихся аниматоров, Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты. Ghibli была в такой степени заточена под обслуживание этих творцов, что другой замечательный японский аниматор, Мамору Осии, режиссер «Призрака в доспехах», как-то сравнил в интервью студию Миядзаки и Такахаты с Кремлем, а ее основателей – с советскими тоталитарными вождями. Это, конечно, была шутка, но бьющая не в бровь, а в глаз. Художники, не планировавшие вечно быть мальчиками на побегушках у создателей студии, в Ghibli не задерживались, и когда в 1990-х Миядзаки задумался о том, на кого они с Такахатой оставят студию, если уйдут на пенсию, то оказалось, что во всей компании лишь один подходящий человек – аниматор Ёсифуми Кондо, работавший с основателями Ghibli с конца 1960-х.
Кадр из аниме-фильма "Шепот сердца"
«Шепот сердца» был первым японским фильмом, выпущенным в прокат со звуковой дорожкой в формате Dolby Digital
Чтобы проверить Кондо в «большом деле», Миядзаки придумал для него режиссерский проект – появившуюся в прокате в 1995 году экранизацию опубликованного в 1989-м однотомного комикса Аой Хиираги «Шепот сердца».
Правда, это был в равной степени проект Кондо и Миядзаки, поскольку начальник режиссера-дебютанта собственноручно написал заметно отличающийся от произведения Хиираги сценарий, нарисовал часть раскадровок и даже сочинил для фильма шуточную песенку о Токио «Бетонные дороги» на мотив также звучащего в картине американского фолк-хита Джона Денвера Take Me Home, Country Roads («Ведите меня домой, проселочные дороги»). Поэтому, восхищаясь «Шепотом сердца» или критикуя его, нужно делить восхищение и критику между двумя творцами, а не валить все пряники и шишки на голову Кондо. К сожалению, узнать, чего художник стоил без опеки Миядзаки, поклонникам аниме было не суждено. Ёсифуми Кондо скоропостижно скончался в 1998 году, через полгода после завершения работы над фильмом Миядзаки «Принцесса Мононоке». Ему было всего 47 лет – «детский» возраст для японцев его долгоживущего поколения.
Кадр из аниме-фильма "Шепот сердца"
«Шепот сердца» стал лидером японского проката в 1995 году. Он заработал 1,85 миллиарда иен
В отличие от ностальгического комикса для взрослых женщин, положенного в основу фильма Такахаты «Только вчера», «Шепот сердца» Аой Хиираги – типичная школьная любовная история для девочек-подростков вроде шедшего в 1994-1995 годах по японскому ТВ аниме-сериала «Мальчик-мармелад». Несколько влюбленных парочек, любовный многоугольник, незадачливая, но добросердечная главная героиня, благородный мальчик-мечта с романтичным хобби (в комиксе это было рисование картин, а не создание скрипок), сложные отношения с родителями, страстные, но целомудренные сюжетные перипетии… «Мыльная опера», да и только!
Читать далее
Комментарии