Черкизон теперь - вся «Москва»
«МК» выяснил, что творится в торговом центре, куда переехал народ с закрытого рынка.
"Черкизон умер. Да здравствует Люблизон". Такой девиз вполне подходил для бурного подъема мелкооптовой торговли китайским товаром в торговом комплексе "Москва" на юго-востоке столицы. Он забурлил летом прошлого года, почти сразу после закрытия Черкизовского. А местные жители стали активно бороться против огромных пробок из фур, грязи и полукриминальной обстановки, которые сопутствовали появлению новой буйной оптушки. Власти народ услышали. Торговлю в "Москве" вроде бы загнали в цивилизованные рамки. Но что на самом деле творится на "Люблизоне"? Это решили выяснить корреспонденты "МК".
...По парковке снуют восточные парни с огромными тележками. Это грузчики. Дамир - один из них. Сейчас он стоит возле своего рабочего инструмента и курит. По его словам, разделение труда здесь такое: грузчики - таджики и узбеки, продавцы - в основном китайцы. Заработок грузчика 15 тыс. рублей чистыми. И вакансий нет.
Заходим в огромное помещение торгового комплекса. Ну, по сравнению с Черкизоном действительно почище и поаккуратнее. Однако и кое-что общее есть. Почти на всех этажах в магазинчиках-каморках сидят китайцы. Ждут своих оптовиков. Русскоговорящих нам найти не удалось. По-прежнему в глаза бросаются вывески на вьетнамском языке, продублированные на китайском. Перевести их на русский никто не удосужился. Охрана, правда, русская. Но молчаливая и несговорчивая. С трудом находим "нашего" продавца. Девушка Ира из Брянской области торгует какими-то меховыми изделиями. На родине, по ее словам, для работы остался только полузакрытый цементный завод.
- У нас даже хлебозаводы становятся банкротами. Вот сюда и приехала.
- А как с арендой? Дорога ли?
- Да побольше, чем на Черкизовском. Минимум - 700 тыс. рублей в месяц, а чаще всего "лимон". Все от места зависит, как и там. Только по сравнению с Черкизоном вдвое меньше покупателей.
Покупателями оптовой партии обуви решили прикинуться мы сами. Зашли в один из множества павильонов, где торгуют китайской обувью. Несколько продавцов сидели при входе с унылыми лицами.
- Нам нужны женские сапоги. Стоимость в районе тысячи рублей. Большая партия.
- Что? - ответила китаянка. Лоб ее покрылся морщинами, было видно, что она с трудом пытается понять то, что ей сказали.
- Сапоги. Много. Тысяча рублей.
- Нет.
- Хорошо, а за сколько есть? Сколько стоят эти? - указываем на первую подвернувшуюся пару.
- Нет.
Подобный разговор продолжался еще несколько минут. Добиться какого-нибудь более-менее внятного ответа нам так и не удалось. Про покупку лучше даже не вспоминать. Остается только гадать, как же эти люди, не понимая языка, в принципе ухитряются еще и что-то продавать.
Еще об одной странности нам рассказал один из местных борцов против Люблизона Алексей Мазур.
- Если посмотреть официальный отчет ОАО "Оптово-розничный центр "Москва" за 9 месяцев 2009 года, то выясним, что чистая прибыль от сдачи павильонов составила 1 855 000 рублей. Делим на 9, получаем прибыль за месяц и делим затем на 5000 - количество павильонов, затем еще на 18 - площадь стандартного павильона. Получается, что прибыль с квадратного метра составила 2 рубля 29 копеек в месяц. Теперь переходим к данным, поясняющим, откуда взялось такое «изобилие». Общая выручка с аренды обозначена там в 137 млн. 11 тыс. рублей. Опять делим на 9 месяцев. Затем на 5 тыс. павильонов. Получается цифра в 3444 рубля с аренды одного павильона.
Пусть и с использованием официальных данных, но это выкладки Алексея Мазура. Возможно, он не учел в них аренду складских помещений и еще ряд других факторов. Но все равно они, что называется, наводят на размышления. Особенно если сопоставить их с неофициальными, от торговцев, данными по аренде.
"МК" решил посчитать деньги в кармане администрации рынка сам. Тем более что на своем сайте компания разместила "Заявление о существенном факте" - чистая прибыль за 3-й квартал составила 1,030 миллиона рублей против 336 тысяч рублей во 2-м квартале. Это "связано с оформлением новых договоров", сообщает сайт. Как раз с начала 3-го квартала, 1 июля 2009 года, в "Москву" стали переезжать торговцы с Черкизовского. Как неоднократно заявляли в префектуре ЮВАО и в администрации "Москвы", заняли они пустующие 1000 мест. Вообще-то новым арендаторам были отданы и места за пределами основного здания "Москвы" - здание развлекательного центра, пристройка, где располагался магазин посуды, и т.д. Но поверим чиновникам и администрации на слово и отнесем всю разницу чистой прибыли между кварталами (694 тысяч руб.) на 1000 новых арендаторов. Простой подсчет показывает, что платить переселенцам пришлось аж по 231,33 рубля в месяц за павильон, или 12,85 рубля с квадратного метра.
Корреспонденты "МК" решили попробовать снять небольшое помещение в ТЦ "Москва". Сделать это можно, лишь приехав в администрацию лично. Забегая вперед, скажем, что попасть на прием к администратору нам так и не удалось. С самого утра у дверей образуется солидная очередь из просителей, а работа с посетителями ведется нерегулярно, видимо, исключительно по желанию руководителя "люблизона". Впрочем, нам удалось пообщаться с ожидающими продавцами, работающими в торговом центре.
- Владельцы "Москвы" совсем совесть потеряли, - рассказал "МК" продавец мебели Александр. - За небольшое помещение на втором этаже нам приходится платить 105 тысяч рублей. Это при том, что два раза в год плату стабильно поднимают на 10-20%. Впрочем, у нас еще ничего, вот на первом этаже за помещение платят и по 600-700 тысяч в месяц.
- За небольшой закуток площадью 8 квадратных метров я плачу 400 тысяч, - рассказал нам один из ожидающих в очереди, - резкое подорожание произошло в январе. Еще в декабре за свои метры я платил 200 тысяч. Думаю, не перебраться ли мне в "Садовод" - там сильно дешевле. За то же, за что здесь приходится отдавать полмиллиона, там просят 60 тысяч. Правда, место там хуже.
Немногочисленные старожилы - продавцы ТЦ "Москва", пережившие "китайский" бум, рассказывают, что стоимость неофициальной аренды раньше равнялась 100 тыс. рублей. Затем резко подскочила. Как отбиваются эти деньги? Продавцы утверждают, что в день ТЦ посещает до 500 автобусов с челноками.
Да и с ними, судя по всему, торговля идет не без лукавства.
Так, кассовые аппараты нам на глаза попадались довольно редко. Их прячут от постороннего взгляда? Китайцы - люди суеверные, боятся сглаза, наверное.
А вот что нам рассказал приехавший за товаром Михаил, владелец нескольких магазинов одежды и обуви в Архангельской области: "Оптовая торговля в "Москве" ведется каждый день. Часто найти магазин, где отпустят что-нибудь в розницу, очень сложно. Бывает, подойдешь к продавцу, а тебе прямо с порога говорят: "У нас только крупными партиями". Ни чеков, ни оформленных накладных покупателям стараются не выдавать. Тюки с товаром приходится везти через полстраны без всяких документов".
Если сильно попросить, китайцы, продающие вещи, могут выписать псевдонакладную. К сожалению, ни печатей, ни внятных реквизитов продавца к этой накладной не прилагается, поэтому в случае рядовой милицейской проверки полученная бумага мало чем поможет.
Сомнительно выглядит схема транспортировки купленного товара. Покупатели с совсем мелкими партиями увозят покупки в багажных отсеках туристических автобусов, паркующихся прямо рядом с торговым комплексом. На этом транспорте в "Москву" они приезжают чуть ли не со всей страны.
Тем же оптовикам, у которых закупленная партия измеряется не сумками, а большими баулами, приходится пользоваться услугами местных таксистов. Граждане из "дружественных южных республик", занимающиеся здесь транспортировкой, работают преимущественно на старых "Жигулях" с багажниками на крыше. Чтобы уместить все свертки, им приходится забивать полностью все внутреннее пространство и еще наваливать сверху. В результате автомобиль становится похож на колобок, облепленный перемотанными скотчем мешками.
Подобная перевозка товара, который ко всему еще ведется без документов, запрещена законами. Но для предприимчивых водителей это не проблема. Основной их маршрут проходит от "Москвы" до багажных отделений столичных вокзалов. На их пути им попадаются, как правило, предусмотрительно прикормленные гаишники, не дергающие их лишний раз. Ну и на самих вокзалах всем тоже все равно, что это за вещи. Их просто кидают в товарные вагоны, особо не интересуясь происхождением.
Ну а с проверками миграционных служб азиатские "нелегалы" справляются до гениального просто.
- Тут когда шумиха еще летом поднялась, то к ним приехала проверка, - говорит местная жительница Лида. - У китайцев же в большинстве своем документов не было. Так они все в метро спустились и, пока проверка не ушла, катались. Организация у них будь здоров. А в метро в тот день спускаться диковато было, не поймешь, где находишься - в РФ или в КНР.
Так живет и работает торговый центр "Москва". Выводы по его работе, надеемся, еще будут сделаны, причем не журналистами. Но напоследок еще одно соображение. В качестве основного из аргументов в защиту Черкизона называлось то, что многие мелкие отечественные производители могут реализовывать свой товар только через массовые рынки дешевых вещей. Дескать, крупные магазины с ними не сотрудничают. Может быть. Только, как нам удалось узнать, в "Москве" товарами российского производства тоже не торгуют. То, что вам предлагают, - это практически 100% Китай.
Комментарии