Попы-боевики. Кто «делал революцию» в царской России?
О численности семинаристов среди боевиков РСДРП
Случайно наткнулся на список боевиков костромского комитета РСДРП в 1905-06 годах.
Вот он на 2-х картинках:


Что лично меня поразило: из 83-х боевиков 19 -- это семинаристы, т.е. почти каждый четвёртый. Ещё раз напомню -- это боевики, а не просто члены РСДРП. Т.е. люди, кто выходил с кистенём крышевать бизнес, грабил банки, бросал гранаты и рубил топором городовых на части.
Не каждому дано психологически на это решиться, а вот без пяти минут попы были очень готовы к этому.
Наверное, это хорошее доказательство, что большевистская идея в то время имела очень эсхатологический смысл, люди реально хотели побыстрее приблизить Судный День (ещё больше поражает число семинаристов, если вспомнить их отношение к общему числу населения, да и вообще учащейся молодёжи).
Но и остальная часть списка боевиков -- хороший повод для размышления социологов. Я ещё насчитал 24 учащихся. Получается, вместе с семинаристами они составляли ровно половину. Почти нет крестьян и совсем -- купцов. Рабочие и мелкие служащие.
Можете меня поправить, но классовая структура очень напоминает структуру нынешней НБП. Получается, если лимновцам (и вообще любому радикальному движению) добавить в свой состав эсхатологию в виде попов и прочих служителей культов -- то их победа очень даже осуществима.
PS Ещё раз хорошее доказательство моих неоднократных советов "Солидарности" и пр. "внесистемной оппозиции" -- без крестов, икон и религиозного мракобесия у вас ничего не выйдет. Объявите Грабового политзаключённым и бросьте носиться с совсем чуждым 99% народа Ходорковским -- и люди к вам потянутся.Дискуссия в журнале
Комментарии
Большое количество семинаристов в боевиках РСДРП объясняется очень просто. Синодальная Церковь, подчиненная государством еще в 1721г. и превращенная по сути в государственное идеологическое ведомство, находилась в ту пору в глубочайшем духовном упадке. Достаточно прочесть Помяловского "Очерки бурсы" и антиклерикальные сочинения Л.Н.Толстого, чтобы составить себе отчетливое представление, чем была тогдашняя Церковь. От нее остался почти один только обряд, вера улетучилась, смысл был утрачен. Духовные училища и семинарии выпускали вместо священнослужителей подчас закоренелых и циничных безбожников. С важнейшим лидером светского общества, Львом Толстым, церковь не смогла вступить в сколь-нибудь серьезную дискуссию, предпочтя устами Синода заявить, что он сам поставил себя вне церкви, что фактически означало отлучение.
Так что Октябрьская революция, едва не уничтожившая совершенно тело Церкви, спасла ее душу, ценой большой крови и тяжких потерь среди священства и верующих привела Церковь к очищению. И дай Бог нашей Православной Церкви и дальше здравствовать и укрепляться, неся людям слово Христово.