Саудовская военная авантюра в Йемене
Власти Саудовской Аравии стремительно отреагировали на обострившуюся обстановку в сопредельной стране. Объявлением бесполетной зоны над Йеменом и бомбардировками суверенного государства по распоряжению саудовского короля. 65 трупов за одну ночь, в результате налетов боевой авиации без опознавательных знаков. Скромность, маскировка ответственности или неуверенность в успешности бомбежек?
Йемен не просил саудовское королевство о военно-воздушной «помощи», в какой бы то ни было форме. Ни парламент, ни правительство страны, ни полусвергнутый президент не призывали к бомбежкам своего народа. Президент М. Хади действительно искал поддержки, справедливости и защиты от наступления армии шиитов-хоуситов «Ансар Алла». Но искал ее в ООН, а не в Лиге арабских государств, не в Совете стран Персидского залива, не в штабе саудовских ВВС. Однако военный инструмент разрешения йеменской проблемы выбран и задействован. Причем без участия каких-либо представителей йеменского народа. ООН тоже была поставлена перед фактом силового реагирования за пределами собственных границ.
Сейчас предпринимаются попытки узаконить авиационные налеты и возможную иностранную интервенцию президентской просьбой М. Хади. Либо обращением свежеиспеченного главы йеменского МИД от 23.03.2015. Однако ни в письменном, ни в устно-медийном виде эти ходатайства не зафиксированы. Документы выправим позднее, на крайний случай всегда есть пробирка имени Колина Пауэлла. Суровая демократия на бреющем полете спешит на помощь.
Озвучены намерения ввода в Йемен «ограниченного контингента (саудовских) международных войск» численностью до 150 тыс. военнослужащих. С целью «восстановления законной власти, свергнутой нелегитимными повстанцами». Все корабли иноземных стран предупреждены об опасности захода в йеменские порты. Эр-Рияд заодно провозгласил и морскую блокаду соседней страны. На защиту стратегического Баб-эль-Мандебского пролива выдвинуты боевые корабли. После Сирии открыт второй фронт межарабской войны. А если учитывать Ирак, так и третий по счету. Особенно опасна эскалация насилия по религиозно-племенному признаку и втягивание в конфликт Ирана – естественного регионального гаранта шиитской безопасности. Хоуситам больше надеяться не на кого.
Судя по скорости принятия решений и по решительности их воплощения, план интервенции в Йемен разрабатывался давно. Времени для этого было достаточно. Осенью прошлого года ополчение хоуситов блокировало столичную Сану. Зимой 2014-2015 годов шиитские повстанцы заняли половину регионов страны – гористых провинций с лояльным населением. В январе 2015 года президент Хади был отстранен от власти и помещен под домашний арест. За два месяца до нынешних бомбежек. В феврале он бежал в Аден и начал длительные переговоры с повстанцами. До иностранной интервенции оставался месяц. В марте 2015 года темп йеменских событий головокружительно уплотнился:
4 марта аффилированые с Аль-Каедой и ИГИЛ радикальные группировки Йемена начали жестокую войну с хоуситским ополчением. За первую половину марта погибли около ста бойцов «Ансар Алла». 12 марта шиитские отряды провели масштабные учения на границе с Саудовской Аравией. Особо подчеркивая наличие артиллерии и авиации в своих подразделениях. В сопредельных с Йеменом районах королевства расположены значительные нефтеперерабатывающие мощности, ряд углеводородных месторождений и стратегическая инфраструктура. 19 марта хоуситы впервые нанесли воздушный удар по второй столице Адену, где обосновался президент М. Хади. 20 марта святотатственные взрывы радикальных шахидов разрушили две шиитские мечети в столице и унесли жизни свыше 160 человек. 21 марта формирования радикальных исламистов захватили город Аль-Хута и атаковали город Лахдж в центральном Йемене. 22 марта СБ ООН призвал все стороны конфликта к перемирию, к соблюдению суверенитета и целостности Йемена. Американское посольство и американский спецназ экстренно эвакуированы из страны в качестве иллюстрации реалистичности перемирия. 23 марта хоуситы захватили крупный порт Таиз и военно-воздушную базу Аль-Анад в 50 км от Адена. Именно на базе Аль-Анад базировались коммандос US Army. Именно отсюда стартовали разведывательные и убийственно-ударные БПЛА американских ВВС. Для уничтожения йеменских исламистов, сторонников Аль-Каеды и ИГИЛ – но саудовская королевская война важнее борьбы с международным терроризмом. 24 марта вооруженные формирования бывшего йеменского президента А. Салеха и шиитские отряды «Ансар Алла» достигли договоренности о совместном штурме Адена и последующем контроле над городом. Из Йемена выехали арабские дипломаты и часть западных миссий. 25 марта президент М. Хади бежал из страны. Командование хоуситов назначило за его поимку умопомрачительную для Йемена награду в 100.000 $. В ночь на 26 марта боевые самолеты арабских стран нанесли удары по Сане, по военным и гражданским объектам торжествующих повстанцев.
В пока что бомбардировочную коалицию международных сил входят следующие страны:
Саудовская Аравия, очевидный лидер, инициатор и вдохновитель вторжения.
Задействовала более 100 самолетов и заявила о выдвижении 150.000 солдат к йеменским границам. Поступают сообщения о начале мобилизации в воинственном королевстве. Страны Персидского Залива. Делегировали части ВВС для удаленных ударов по Йемену. 30 самолетов ОАЭ, по 15 Кувейт и Бахрейн, 10 Катар. Оман как единственное (кроме СА) государство Аравийского полуострова, имеющее сухопутную границу с Йеменом, от коалиционного участия отказался. ВВС Иордании, Египта и Марокко приняли участие в налетах неизвестным числом бомбардировщиков. Египет, Судан и Пакистан объявили о готовности к сухопутному вторжению в Йемен. Корабли ВМС Египта начали патрулирование берегов Йемена и блокаду его портов. США, Великобритания и Турция заявили о своей поддержке антийеменской войны. Россия и Иран осудили военное вмешательство без одобрения СБ ООН. Китай и ЕС выразили озабоченность, призвав конфликтующие стороны к мирному диалогу.
В результате первых коалиционных налетов поражены йеменские самолеты и средства ПВО страны, разрушены жилые дома. Погибли мирные жители. Военно-воздушные силы просаудовской коалиции имеют подавляющее преимущество перед йеменскими ВВС. С одной стороны – сотни новейших боевых машин с высокоточным вооружением, с натовским радиолокационным сопровождением, со скрупулезной подготовкой, с опытными после Ливии и Сирии летчиками. С другой – десяток Миг-29, 40 Миг-21 полувековой давности, около 15 ударных вертолетов Ми-24/35. Без адекватного обслуживания, на запущенных аэродромах, с минимальным налетом. Йеменская боевая авиация не является значимым фактором военной кампании.
Как и йеменское ПВО. Его средства насчитывают 35-60 лет эксплуатации, многие давно выработали свой ресурс и вряд ли способны поразить современную цель. Некоторую опасность для ВВС коалиции представляют крупнокалиберные зенитные установки или ПЗРК – но лишь при безалаберности вражеских пилотов и при везении йеменских патриотов. Невероятное сочетание для надежды на успех. Очевидными целями дальнейших налетов станут аэродромы, установки ПВО, арсеналы и склады. Через несколько дней (максимум недель) силы вторжения получат абсолютное господство в воздухе.
В ночь на 26 марта под бомбежками погибло несколько военачальников-хоуситов. Это означает предоставление разведывательной, навигационной и агентурной помощи от США. В Эр-Рияде вполне открыто действует межведомственная группа американских «советников». За их плечами – вся цифровая и высокоточная мощь американской армии. Они способны организовать штабную работу при крупномасштабной войне. Но сухопутное вторжение в Йемен способно стать колоссальной трагедией для всего региона – и для Саудовской Аравии в том числе.
Прежде всего, воевать придется без наземной поддержки US Army и любых других армий. Ближайшие союзники из нефтеносного Залива готовы бомбить, но не песок месить кровавый. Уговорить египетские или пакистанские власти присоединиться к наземным операциям будет очень трудно. Саудовская армия насчитывает 150 тыс. в сухопутных войсках и около 100 тыс. в национальной гвардии. Эти силы обильно оснащены новейшей бронетехникой, средствами связи и огневого поражения, транспортом и вообще всем необходимым.
Но у сухопутных войск СА нет и никогда не было боевого опыта. Более того, саудовская армия не проводит учений подразделениями от батальона и выше. Практика управления большими войсковыми массами отсутствует как таковая. Зато присутствует высочайший уровень жизни и нежелание гибнуть за геополитические опасения короля.
Саудовской армии предстоит вторжение в горную, пересеченную местность Северного Йемена – где у хоуситов имеется 600.000 (!) солдат.
Да, это отнюдь не прекрасно экипированные терминаторы, с современнейшим вооружением и со спецназовской подготовкой. Да, это скорее худосочные крестьяне в шлепанцах и с «калашниковыми» китайского производства. Да, они уже гибнут и продолжат умирать от авиационных снарядов, напалма и ракет.
Но после бомбовых атак, после неизбежной гибели мирного населения под авиаударами, после разжигания межконфессиональной ненависти у оккупантов буквально будет гореть земля под ногами. Йемен способен устроить агрессорам второй Афганистан. На территории Аравийского полуострова.
Победители же саудовской авантюры очевидны уже сейчас – они сворачивают свои черные знамена и ждут взаимного ослабления участников вспыхнувшей войны. С радикальными исламистами никто воевать не собирается. Увы, тем лучше для них и хуже для всех нас. Наиболее реалистичным сценарием «Решительной Бури Эр-Рияда» представляется серия авиационного устрашения и попытка вынудить конфликтующие йеменские группировки к компромиссу. Кардинального военного решения проблема расколотого Йемена не имеет. А Бури в пустынях имеют свойство хоронить всех без разбора – своих и чужих.
Комментарии