Возвращающиеся из горячих точек боевики готовы к терактам
На модерации
Отложенный
На прошлой неделе Комитет национальной безопасности сообщил о том, что в январе этого года предотвращено проникновение казахстанского боевика из Сирии, который планировал совершить взрывы и нападения на правоохранительные органы на территории Казахстана. Также спецслужбами стран ЦА были обезврежены еще несколько радикалов, готовивших взрывы и другие акты запугивания.
Опасность экспорта террора и войны с Ближнего Востока в Центральную Азию, выходцами из региона, прошедшими боевую подготовку в лагерях ИГ, о которой предупреждали эксперты, из умозрительной превращается в реальную. Это происходит на фоне серьезного обострения ситуации на афганско-туркменской границе, для защиты которой, по некоторым данным, прибыли военные наряды из России и Узбекистана.
Дифференцированный подход
Согласно информации, распространенной Комитетом национальной безопасности РК, в Шымкенте был задержан специалист-подрывник, являющийся гражданином Кыргызстана, который намеревался устроить теракты в РК. В свою очередь, спецслужбы Кыргызстана задержали гражданина РК, который прошел минно-взрывную подготовку в Сирии и прибыл для совершения терактов в Казахстане и Кыргызстане. Спецслужбы Узбекистана и КР нейтрализовали диверсионно-террористическую группу из Сирии и Турции, которая планировала дестабилизировать ситуацию в этих странах.
«150 граждан Казахстана участвуют в боевых действиях в зарубежных странах в составе террористических группировок. Вместе с ними находится еще около 200 соотечественниц из числа вдов, жен и детей боевиков. 15 казахстанцев с начала 2014 года вернулись на родину из террористических лагерей. Казахстан одним из первых ввел ответственность за участие в вооруженных конфликтах. Тем не менее, отмечу, что ко всем вернувшимся применяется дифференцированный подход. Из 15 вернувшихся на родину, трое приговорены к различным срокам лишения свободы, уголовные дела в отношении двух человек расследуются, еще по двоим вносится ясность в цели возвращения. Оставшиеся 8 человек освобождены от уголовной ответственности в связи с непричастностью к террористической деятельности», — сообщил заместитель председателя КНБ Нургали Билисбеков.
Согласно озвученной информации, КНБ в 2014 году предотвратил вербовку боевикам свыше 80 казахстанцев.
Все это происходит на фоне резкого обострения ситуации на границе Туркменистана и Афганистана, куда по сведению портала «Хроника Туркменистана» стянуты дополнительные силы военных из России и Узбекистана. Предположительно, Ашхабад запросил помощи Ташкента и Москвы, опасаясь, что своими силами не способен справиться с возможным прорывом боевиков из Афганистана. Протяженность границы составляет 774 километра, еще в конце лета 2014 года руководство Туркменистана приняло решение возвести заграждения из колючей проволоки вдоль всей границы.
Предположительно в этих районах сосредоточена группа исламистов, которая наращивает свои силы для прорыва. К тому же афганские боевики уже проникали на территорию Туркменистана и даже убили трех пограничников. Еще одна проблемная зона — граница Таджикистана и Афганистана, куда стягиваются боевики, которые могут быть связаны с Исламским государством. По информации таджикских СМИ, Россия усиливает свою 201-ю военную базу, дислоцированную на территории Таджикистана, и перебрасывает сюда дополнительную боевую технику.
Приманка деньгами
Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин сказал Kursiv.kz, что вопрос участия граждан региона в ИГ находится в фокусе не только экспертов, но и спецслужб, поэтому даже при массовом возвращении их из Сирии и Ирака вероятнее всего нельзя ожидать, что они сумеют нести реальную угрозу политическим системам ЦА.
Однако, они могут привнести дополнительные риски, создать атмосферу напряженности, но не смену режимов в краткосрочной перспективе. Тем не менее, вопрос очень серьезный, так как ИГ грамотно позиционирует себя как в интернете, так и с помощью традиционных методов, что обеспечивает ему заметное число участников и симпатизантов, которые потенциально могут принять участие в боевых действиях.
Директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев, заметил, что от терактов, организуемых с территории ИГ, не защищено ни одно государство, как бы далеко оно от Ближнего Востока не находилось, пример Австралии и Дании это подтверждает. Даже относительно благополучный по сравнению с южными соседями и ранее не подверженный радикально исламистским настроениям в силу исторических традиций Казахстан оказался под угрозой удара со стороны боевиков, считает эксперт.
«Наиболее уязвимы для экстремистов три малых государства Центральной Азии: Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Однако и более сильные Казахстан и Узбекистан не застрахованы от этой угрозы. Ранее появлялась информация о том, что ИГ выделил на проведение террористической деятельности в странах Центральной Азии до $70 млн. Напомню, что ИГ — достаточно состоятельная структура. Ей были захвачены большие объемы финансовых средств в банках Ирака, а также нефтяные месторождения в суннитских районах этой страны. Контрабандная торговля нефтью, несмотря на продолжающиеся боевые действия, приносит ИГ большие доходы. Это позволяет рекрутировать новых сторонников. Например, недавно в Нигерии движение „Боко Харам“ объявило о своем вхождении в состав ИГ. Черные флаги ИГ появились и на севере Афганистана, в частности, на границе с Туркменией. Долгое время ее властям удавалось договариваться как с полевыми командирами моджахедов, так и с талибами, обеспечивая, таким образом, стабильность на границе. Однако в последнее время ситуация изменилась. Высказываются подозрения, что виновны в этом деньги из Катара, который пытается таким образом препятствовать постройке газопровода из Туркменистана в Пакистан и Индию (официального подтверждения этому предположению нет. прим. ред.)», — заметил Андрей Казанцев.
Угроза с юга
По словам политолога Султанбека Султангалиева нынешняя неспокойная ситуации в соседних странах, несет потенциальную опасность для юга РК. Одних мер, принимаемых спецслужбами, явно недостаточно, заметил он, нужно комплексное воздействие на ситуацию путем ужесточения законодательства, активизации официальной пропаганды со стороны ДУМК и создания соответствующей общественной атмосферы посредством СМИ и социальных сетей.
По мнению Станислава Притчина, если говорить о возможностях прорыва с юга, то наиболее уязвимыми в силу географических условий являются Туркмения и Таджикистан. Под ударом, в первую очередь, Туркмения.
«Если информация о начале кооперации туркменский военных с российскими и узбекскими коллегами верна, то это очень хороший сигнал о том, что страны от разговоров переходят к совместным действиям в непростой для всех нас ситуации», — сказал он.
Андрей Казанцев заметил, что сейчас в Туркменистане активно ведут подготовку к вероятной попытке прорыва боевиков. Под ударом может оказаться расположенное возле границы водохранилище, от которого зависит функционирование основного для Туркменистана Каракумского канала. Есть риск, что уже скоро, как только потеплеет, исламисты могут попытаться начать прорываться в страны ЦА. Больших вторжений в этом году не ожидается, скорее всего, будут пробовать границы на прочность, считает эксперт.
«Если поймут, что прочность мала, то уже где-то в следующем году могут быть и большие вторжения. Образцом их может служить „Баткенская война“ в Кыргызстане. При этом в зоне риска не только Туркменистан, но и Таджикистан, на границе с которым скопились значительные бандформирования. К сожалению, местные силовые службы „разложились“ из-за коррупции и недофинансирования и к такому развитию событию слабо готовы. Собственно, это показала уже упомянутая выше „Баткенская война“. Очевидно, что в случае серьезных вторжений Таджикистан будет защищать ОДКБ. Туркменистан же, видимо, в силу нейтрального статуса, запросит в случае больших вторжений международную помощь. Разумеется, все это только риски. Это не события, которые произойдут со 100% вероятностью», — заметил он.
Комментарии