Вопрос, кто станет следующим мировым злом, остаётся открытым

Этот текст планировался как статья про Google Buzz - попытку Google социализировать электронную почту, сделав из неё то ли Twitter, то ли ЖЖ. Попытка провалилась. Но она далеко не последняя. Ведь мы с вами - самое ценное, что есть и у Google, и у Facebook. И драться они будут до последнего.

Лирическая тема interoperability - мира во всём мире, когда многочисленные онлайн-сервисы позволяют своим пользователям общаться между собой через открытые протоколы, пока так и остаётся лирической. Взаимная интеграция социальных сервисов, которая сейчас выражается в возможности транслировать свои записи из места А в место Б, больше засоряет информационное пространство бесконечными дублями, нежели облегчает жизнь.

Но тема мирового господства не даёт спать крупным компаниям: они хотят иметь всё и всех. Хорошо это или плохо - тема отдельного материала. К чему всё это приведёт - тоже не сегодняшний разговор. Пока интересует только один вопрос: как мы пришли к такой жизни и кто в ней победит?

Ещё лет пять назад, говоря «мировое зло», мы имели в виду компанию Microsoft. Обвинения в попытке завоевать мир и наши с вами души сначала звучали а адрес операционной системы Windows, которая на ранних стадиях не отличалась стабильностью. Потом в адрес браузера Internet Explorer, который отчаянно навязывался этой операционной системой, а потом просто потому, что человечеству необходимо какое-то мировое зло. Пусть оно на самом деле и не зло. И даже совсем не мировое. Говорить о том, что большинство бытовых обвинений в сторону Microsoft были бессмысленные, лишнее. Конкуренты были не лучше. Просто эта компания подвернулась под горячую руку и стала удобным объектом для ненависти.

Когда Google начал поглощать пользователей почтами, мессенджерами и социальными сетями, крики о мировом зле были не такими громкими. Есть множество причин обвинять Google в попытке захватить мир. Многие даже имеют основание, но народ уже молча наблюдает за развитием событий.

Ещё несколько лет назад стало очевидно, что Google претендует на наш мозг. Поисковую аудиторию начали конвертировать в аддиктивные сервисы. Кто сидит на Gmail, вряд ли неожиданно перейдёт на другую почту. Google Talk медленно, но верно получает порции фанатов и лояльных юзеров. Google Reader обрастает приятными социальными функциями. Спроси любого продвинутого интернетчика образца 2007-2008 года: «Кто всех победит?» - и ответ последует незамедлительно: «Конечно, Google». Активные покупки в области коммуникаций, постоянные попытки играть в социальные сервисы - всё шло к тому, что мы проснёмся и вот: Google всех победил. Нет никого больше.

На этой прекрасной мысли сделаем небольшое лирическое отступление.

За последние годы мы наблюдали две формальные модели развития крупных сервисов.

Модель 1

Есть сервис, предоставляющий некую ключевую услугу, которая является наиболее востребованной и приносит большую часть денег. Например, у «Яндекса» это поиск. У Google тоже поиск. У Mail.Ru это, как понятно из названия компании, - почта.

Далее, в связи с модой и требованиями аудитории получить всякую «социальщину», ключевой сервис обрастает дополнительным функционалом. В Рунете этому поспособствовал успех «Одноклассников» и «ВКонтакте», на Западе - бешенный рост социальных сервисов типа Facebook, MySpace или Twitter: все бросились делать свои социальные сети. Мода требует - делаем. Google, «Яндекс» и иже с ними обрастают разными фотками, почтами, мессенджерами и социальными сетями. На данный момент получается плохо, но не факт, что так будет и дальше.

Модель 2

Бум социальных сетей и сервисов привлёк в них большой объём аудитории. Это та аудитория, которая ушла с поисковых систем или сервисов, предоставляющих одну конкретную функцию, например, почтовых. Эта аудитория начала яростно общаться и изрыгать на просторы интернета тонны полезной и бесполезной информации.



Но есть же классические сервисы. Поиск, почта. И спать они спокойно не дают. И тут изначально социальные сервисы начинают обрастать поиском, почтой или ещё чем-нибудь таким. Жизнеспособность этой модели пока интересна только на примере одной компании - Facebook.

На этом наше отступление закончилось. Надежды на завоевание мира компанией Google пока так и остаются надеждами. Orkut подыхает, свежезапущенный Google Buzz, аналог Twitter, интегрированный в почту Gmail, совсем не доставляет (то есть не приносит удовольствия, как теперь выражаются пользователи Рунета), коммуникационные сервисы Google Voice и Gizmo развиваются не с той скоростью, с которой бы нам хотелось.

Гуглофон? Ну что гуглофон, может, он и хороший. Статистика продаж не такая уж и печальная, но iPhone пока жив и даже более чем. Хочется расстроиться и тупо любоваться на трон, где должен восседать претендент на мировое господство. Но трон не пустует.

Всерьёз Facebook начали воспринимать не тогда, когда каждый месяц объявляли о новых рекордах по аудитории, а когда СМИ начали получать из этой сети большое количество трафика. Сравнимо с ближайшим конкурентом Google News. Это логично, пока дело не касается наших «рупоров» - они молчат. Хотя догадаться можно было бы и раньше. Посетители, уходящие из Facebook на новостные сайты, самое банальное доказательство бешеной активности местной аудитории. И вот уже говорят про Facebook как конкурент Google.

А что? Мессенджер есть, и веб-версия существует, и клиентом можно подключиться, медиа-составляющая присутствует. Социальная составляющая - основа сервиса. Игрушки и прочие приложения - в достатке. В этом списке не хватает лишь одного: почты.

Слухи не заставили себя долго ждать: интернет бурлит новостями про новую почтовую систему Facebook под кодовым названием Titan. Нынешняя система сообщений не то что бы проста, но не очень подходит для каких-то более или менее серьёзных задач. Написать другу - да, получить спам тоже. Но говорить о том, что это серьёзный коммуникационный инструмент, нельзя.

Есть и другой слух: система сообщений в Facebook получит мультимедийные функции, а именно - голосовое общение и видео. И если эти слухи подтвердятся и всё будет реализовано так, как это случается в наших бурных фантазиях, Google пойдёт нервно курить в углу. Неочевидно? Посмотрите сами.

Аудитория - 400 000 000. Такой нет ни у кого. Предположим, половина из этой аудитории более или менее активна. Остаётся 200 000 000. Предположим, половина от половины будет готова активно использовать те коммуникационные решения, что предложит Facebook. На старте мы получаем почтовую систему, мессенджер и голосовой сервис с аудиторией в 100 миллионов человек. Ok. Я тут кругом наврал и неправильно посчитал. В 50 миллионов. Причём с условием, что оставшиеся 350 - очень хорошо уже подготовлены и окучить их - дело времени.

Мы просыпаемся утром и случайно обнаруживаем, что наш ящик электронной почты теперь заканчивается на @facebook. Все друзья, да и коллеги, пишут туда же. Новости - да вот, прямо в ленте. Поиск тут же, не отходя от кассы. Даже позвонить можно. Ну или нельзя. Неважно. Чего-то в этом списке не хватает. По моему, слова «Google». А почему? Просто теперь ему нет тут места.

Тем, кто осилил и дочитал до этого места. Речь шла о возможном развитии событий. Это даже не попытка просчитать стратегию компаний, хотя она, вроде бы, очевидна. Всё равно, кто победит: всё равно ради нас стараются. Но как стараются! Любо дорого смотреть.

Этот текст планировался как статья про Google Buzz - попытку Google социализировать электронную почту, сделав из неё то ли Twitter, то ли ЖЖ. Попытка провалилась. Но она далеко не последняя. Ведь мы с вами - самое ценное, что есть и у Google, и у Facebook. И драться они будут до последнего.