Угрозы политики Украины для безопасности Беларуси

На модерации Отложенный

Долго ли Минск будет сохранять нейтралитет в отношении Украины?

Каждый человек, сам того не осознавая, вынужден постоянно выбирать: от банального обеспечения физиологической потребности собственного организма до принятия решения в отношении будущего окружающих его людей. Вот и любое государство постоянно находится перед выбором. От того, насколько правильным и обоснованным будет этот выбор, зависит будущее не только этого государства, но и региона, а возможно и всего мирового сообщества.

Пример украинского выбора более чем очевиден. За год с небольшим после февральских событий 2014 года вполне благополучное государство трансформировалось в очередную «горячую точку» на мировой карте, что, в свою очередь, не могло не сказаться на ситуации в соседних с Украиной странах.

Об отдельных направлениях внутренней и внешней политики Украины, которые в негативном плане могут влиять на Беларусь, более подробно было изложено в первых двух частях нашей «трилогии»: «Киев готовит новый блиц-криг на юго-востоке страны» и «Украину не устраивает внеблоковый и безъядерный статусы. Что скажет на это Европа?». То есть сам собой напрашивается вывод, вынесенный в основной заголовок материала. Попытаемся обосновать его.

Чтобы понять, по каким принципам живет то или иное государство, достаточно взглянуть на тех, кому доверено управлять этим государством. Верховная Рада Украины – яркое тому подтверждение. Отчетливо выраженный цвет «хаки» и нацонал-радикальные взгляды – вот основные черты парламентского большинства «народных избранников», отдельные из которых, как указывалось в первой части, не прочь «помочь белорусам демократизировать страну» и восстановить «историческую справедливость» возвратом «этнических украинских земель, ошибочно вошедших в состав Белоруссии».

По-видимому, такой идеей живут не только «делегаты масс». Подтверждением этому может служить сообщение пресс-секретаря МИД Украины Евгения Перебийниса, опубликованное им в своем микроблоге в Твиттере в начале февраля 2015 года. В этом сообщении чиновник, отвечающий за презентацию и освещение деятельности МИД в СМИ, выложил карту, на которой значительная часть современной Беларуси обозначена, как украинская территория. Справедливости ради, надо сказать, что от «имперского замаха» этого документа досталось и другим соседям Незалежной. Что это было: нелепая шутка, провокация или неудачная попытка формирования «новой украинской государственности» – сказать сложно, официальный Киев хранит молчание.

Не стоит забывать также недавнее заявление первого вице-спикера Верховной Рады, коменданта Майдана Андрея Парубия о якобы причастности к расстрелу «Небесной Сотни» белорусской группы спецназа.

В этой связи официальному Минску следовало бы внимательно смотреть, с кем он имеет дело, выстраивая отношения с новой украинской властью, которая, судя по заявлениям таких политиков как Парубий, вполне оправдывает то «ярмо», которое ей «приклеили» российские пропагандисты – киевская хунта. Ведь, как гласит перефразированная поговорка, что у Порошенко на уме, то у Парубия на языке.

На фоне таких заявлений ещё большие опасения вызывают добровольческие националистические вооруженные формирования. Официально подчиненные минобороны Украины, в реалии они живут по своим законам. «Успехи украинизации» собственного народа этими бандформированиями столь значительны, что правозащитная организация «Международная амнистия» (Amnesty International) не раз уже обвиняла представителей батальонов в военных преступлениях. Однако ни по одному из таких фактов официальный Киев не довел дела даже до суда. Подготовленные в специальных лагерях стран Балтии и Польши, натасканные в Одессе и под Донецком, хорошо экипированные и вооруженные они могут стать одним из основных источников принуждения к «демократии и независимости в Беларуси».

Причем проникновение украинского неофашизма и радикализма на белорусскую территорию может быть усилено накануне празднования 70-летия Великой Победы и президентских выборов.

Кроме того, поводом для дестабилизации обстановки в Беларуси могут послужить попытки проникновения и расширения своего влияния различных криминальных структур Украины.

Националистическая истерия и коррупция на Украине фактически открыли государственную границу для боевиков-исламистов. Сегодня за $15 тысяч любой желающий может получить новое имя и удостоверение личности украинского гражданина. Далее можно зарабатывать деньги для «братьев», участвуя в боевых действиях в зоне АТО, торговать оружием или наркотиками, а при необходимости – иммигрировать в любую страну мира (вопрос о безвизовом режиме между ЕС и Украиной решается). В конце января министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что иностранные граждане, принимающие участие в силовой операции на стороне украинских вооруженных сил, смогут рассчитывать на его поддержку в получении гражданства Украины. Вот и выходит, что любой радикальный исламист может рассчитывать на получение украинского паспорта, занимаясь любимым делом – борьбой с неверными, а помогать в этом ему будет не кто иной, как министр обороны Незалежной.

Компрометация силовых ведомств и разгул «демократии» привели к отсутствию правопорядка. Чего еще можно ожидать от страны, где депутат ходит на заседания Верховной Рады с гранатой в кармане, а пьяный судья угрожает пистолетом инспектору ГАИ, остановившему его.

Страна стала лидером на постсоветском пространстве по незаконному обороту оружия и местом, где без проблем можно обналичить похищенные средства. Надо заметить, все это происходит не в каком-нибудь далеком островном государстве, а в соседней с Беларусью стране.

Насколько происходящее в Украине опасно для нашего государства? И какова должна быть реакция Беларуси на эти события?

С началом украинского конфликта Республика Беларусь проводит политику нейтралитета и заняла позицию миротворца. Минск стал единственным местом, где противоборствующие стороны смогли договориться о прекращении огня. Чтобы обезопасить себя от непрошеных гостей, в виде криминальных элементов, а также укрывающихся от призыва и дезертировавших из ВСУ, с лета 2014 года усилена охрана Государственной границы Беларуси на южном направлении. К слову сказать, скорее всего, с просьбой о закрытии белорусско-украинской границы для украинцев призывного возраста к Александру Лукашенко обращался Петр Порошенко. Об этом, кстати, заявлял на своей страничке в Фэйсбуке не кто иной, как бывший глава Белтелерадиокомпании Александр Зимовский, ныне проживающий в Санкт-Петербурге и работающий медиаконсультантом.

Немаловажным фактором, влияющим на военную безопасность Беларуси, становится и активизация военного и военно-технического сотрудничества Украины со странами НАТО. Так, в 2015 году Киев планирует участвовать в 11 межнациональных учениях стран НАТО, 4 из которых пройдут на территории Украины. Проект закона, разрешающего пребывание иностранных военных на территории Украины находится в Верховной Раде. Формируется литовско-польско-украинская миротворческая бригада «ЛитПолУкрбриг», в которую Украина намерена выделить аэромобильный батальон, подразделения огневой поддержки и тылового обеспечения общей численностью до 550 военнослужащих. Будущие партнеры по блоку наперебой предлагают военных специалистов. Заявления о готовности отправки таковых уже сделали Великобритания, США и Польша. Запущены процессы полного переориентирования ОПК на производство и модернизацию вооружения и военной техники по стандартам НАТО.

То есть помимо уже имеющегося наращивания военной активности США и НАТО к западу и северо-западу Беларуси – в Польше и странах Балтии – аналогичные угрозы уже в ближайшем будущем для Синеокой можно ожидать и с юга.

Милитаризация общества и экономики Украины, курс на вступление в НАТО, ровно как и формирование Киевом оперативного командования «Север», негативно влияют на состояние военной безопасности Беларуси.

В контексте обновленного Закона «О военном положении», принятом в январе 2015 года, такая концентрация вооруженных сил других государств вдоль белорусской границы, при наличии признаков, указывающих на реальное намерение применить вооруженную силу против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Беларуси, может достичь того порога, когда встанет вопрос о практической реализации вышеназванного Закона. Аналогично будет расцениваться и агрессия против любого члена ОДКБ.

Не стоит забывать и об угрозе безопасности Беларуси в информационной сфере. Созданные украинским министерством информационной политики «информационные войска» могут работать и против ближайшего союзника России. По-видимому, идейным вдохновителем их создания стал руководитель группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук, не раз распространявший лживую информацию о нахождении на территории Беларуси российских войск и военной техники, готовых совершить агрессию против Украины с севера.

Таким образом, внешнеполитические и внутренние события, происходящие на Украине, создают реальные угрозы безопасности Республике Беларусь в социальной, военной, информационной и политической сферах и требуют адекватных мер, а при достижении «критической массы» – вплоть до введения военного положения в стране.

В этой связи необходимо провести комплекс первоочередных мероприятий, которые повысят обороноспособность Беларуси в контексте новых вызовов и угроз, исходящих от Украины:

завершение демаркации белорусско-украинской границы;

внесение соответствующих изменений в уже порядком устаревшую Военную доктрину Республики Беларусь, отдельные положения которой не отвечают военно-политическим и военно-стратегическим реалиям;

постепенное увеличение оборонного бюджета Беларуси к уровню одного процента от ВПП и более;

повышение статуса военнослужащих и привлекательности армейской службы.

В то же время, целесообразно использовать опыт и специалистов украинского ОПК для развития отечественных оборонных технологий, особенно в условиях постепенного перехода вооруженных сил Украины на стандарты НАТО, а также планируемой интенсификации военно-технического сотрудничества между Киевом и Астаной.

Главным же выводом видится то, что негласная политика нейтралитета Беларуси в отношении украинских событий, ввиду наличия диаметрально противоположных отдельных позиций России и Беларуси, может создавать как предпосылки к торгово-экономическому и информационному давлению Москвы на Минск, так и угрозы существованию высшего интеграционного объединения между странами – Союзного государства. Заявленное же создание современного белорусско-украинского телеканала, в ходе вещания которого может звучать антироссийская риторика, еще больше усилит вероятность подобного сценария и возможного раскола белорусского общества.