Жажда скорости: технология HFR и будущее кинематографа
Мы так привыкли смотреть кино с частотой 24 кадра в секунду, что до недавнего времени даже не задумывались о том, что может быть как-то иначе.
Производство роликов с увеличенной частотой кадров не воспринимается зрителями как нечто серьезное – всегда считалось, что такое видео годится лишь для создания красивых эффектов типа slo-mo. Тем не менее технология ускоренной съемки HFR (high frame rate), продвигаемая Джеймсом Кэмероном и Питером Джексоном, сегодня активно стучится в двери кинотеатров – и хотя говорят о ней разное, не исключено, что именно она всего через несколько лет преобразит кинематограф до неузнаваемости, внеся революционные изменения не только в способы съемки и демонстрации фильмов, но даже в методы актерской игры.
Немного истории. На заре кинематографа единого формата кадровой частоты не существовало – скорость, с которой двигались фигурки на экране, самостоятельно определял человек, крутящий ручку киноаппарата. Тем не менее было замечено, что на скорости меньше 16 кадров в секунду изображение становится слишком дерганым, поэтому братья Люмьер остановились на этой цифре – тем более что так было легче считать расход пленки (16 кадров составляли ровно фут). Томас Эдисон, напротив, пленки не жалел: вместо «ручной тяги» он использовал электромотор и снимал на скорости 40 кадров в секунду. Но с приходом звукового кино систему съемки потребовалось унифицировать, сделав технологию недорогой и при этом достаточно качественной. Отталкивались при этом не от изображения, а от звука: экспериментальным путем было выявлено, что на скорости меньше 24 кадров в секунду звуковая дорожка значительно теряет в качестве, засоряясь шумами.
Поэтому решили остановиться на этой отметке, впоследствии принятой кинематографистами всего мира в качестве стандарта. Как и всякий компромисс, формат 24 к/с не был идеальным, но в достаточной степени отвечал запросам аудитории относительно плавности картинки (не дергается – и ладно), а кинопроизводителей успокаивал тем, что они свели затраты на пленку к допустимому минимуму.
Эта система не менялась на протяжении почти 90 лет, на ней успело вырасти много поколений кинозрителей. Со временем любители кино привыкли как к ее плюсам, так и к недочетам (таким, например, как смазанность изображения при быстрых поворотах камеры или при показе движущихся на высокой скорости объектов), все эти вещи превратились в неотъемлемые элементы киномира, воспринимаемые аудиторией как данность. Что, конечно, не означает, что никто не пытался привнести ничего нового: еще в 50-е годы на американском рынке появились новые форматы, такие как Cinerama (26 кадров в секунду) и Todd-AO (30 кадров в секунду). Но большой популярности они не снискали: и в том и в другом формате было снято лишь по паре игровых фильмов (один из примеров – «Вокруг света за 80 дней» Майкла Андерсона), после чего идею оставили, решив, что это слишком дорогое удовольствие. Лучшее, как известно, враг хорошего: постройка специальных кинотеатров потребовала бы немалых вложений, а окупаемость этой затеи была под большим вопросом, тем более что массовый зритель, в то время еще не испорченный хоум-видео и торрентами, готов был платить за кинобилеты и без всяких инноваций.
Читать полностью: http://www.film.ru/articles/kinoslovar-tehnologiya-hfr
Комментарии