Воспоминания о Совке. Часть девятая

На модерации Отложенный

Часто приходится слышать, что рекламные щиты на каждом шагу очень уродуют города и раздражают эстетические чувства граждан. Это очень даже может быть. Не спорю. Обилие дегенеративной рекламы в самом деле будит иной раз инстинкты разрушения. Однако не прав будет тот, кто заявит, что вот города СССР были свободны от рекламы. Увы, вот чего в СССР было с избытком, так это наружной рекламы.

Рекламировались, правда, не товары и услуги. Рекламировалась коммунистическая идеология и её служители. Так что не знаю, кому как, но меня от коммунистической рекламы, от бесчисленных кумачовых транспарантов, попадающихся на каждом шагу, просто тошнило.

Понятно, что всё познаётся в сравнении. Вот и предлагаю вспомнить как это было тогда и сравнить с тем, что есть сегодня.


Этот рекламный слоган каждый советский человек знал наизусть с детства. Порядковый номер съезда менялся, сам слоган сохранялся.


Угрозы выполнить решения очередного съезда КПСС глядели на измученных нарзаном советских людей с домов, преследовали их в цехах заводов и фабрик, стреляли с агитстендов в институтах.


Даже на концертах советские люди любовались этим чудесным слоганом. (На фото, кстати, выступает какое-то ВИА местного разлива. Надо полагать – в каком-нибудь заводском Доме Культуры).


Коммунистические креативщики никогда не упускали случая напомнить советским людям, что СССР идёт курсом мира и созидания, а благодаря идеям марксизма-ленинизма советский народ построит коммунизм. Многие советские люди, правда, не без основания надеялись, что этого не случится никогда. Но вслух свои идеи предпочитали не высказывать.


В СССР вообще любили простые, но нравоучительные надписи, написанные аршинными белыми буквами поверх кумачовых гигантских полотнищ. Здравницы марксизму-ленинизму попадались буквально на каждом шагу. Кстати, обращаю внимание на левый плакат, который славит нерушимый союз, в который входит некая загадочная народная интеллигенция. Так что в СССР не всякая интеллигенция была в почёте, а только народная. А была, стало быть, ещё и не народная.


Очень любили коммунистические дизайнеры напомнить советским людям, как выглядели Маркс, Энгельс и Ленин. Хотя, внешний облик святочей марксизма-ленинизма в Совке знали все, включая, кажется, даже грудных младенцев, ибо эти портреты – очень часто во всю стену дома – красовались повсюду. Понятно, что просто так портреты, без очередной порции здравиц в адрес марксизма-ленинизма, – ну просто никак невозможно было разместить.


Ещё большой популярностью среди коммунистических рекламщиков пользовался «иконостас» – так назывался полный комплект парадных портретов членов Политбюро ЦК КПСС. «Иконостасы» были в каждой конторе, в каждом институте, красном уголке ЖЭКа, да вообще – везде. И уже конечно периодически размещались на самых видных городских сооружениях. Членов Политбюро пиарили со страшной силой. И, кстати, без всякого фотошопа коммунистические дизайнеры делали из портретов кремлёвских мумий – каковыми выгляди члены Политбюро на мавзолее 9 мая и 7 ноября, – в настоящую пышущую здоровьем лоснящуюся конфетку.

Мне даже кажется, что обычай жестокой ретуши западные модельные агентства взяли именно у Совка.


Так что красного цвета на улицах советских городов было более чем в избытке. Флаги, транспаранты, Марксы, Энгельсы и Ленины. И всё это очень большое. Чтобы было видно издалека. Правда, надо отдать должное коммунистическим креативщикам, они не догадались понаставить всюду вдоль дорог щитов, а использовали в основном только дома и мосты. Впрочем, и этих рекламных площадей было более чем достаточно, чтобы от красного цвета просто выворачивало на изнанку.


Когда ближе к 1980 году на улицах Москвы появились киоски Пепси-Колы, это несколько оживило общую удручающую ситуацию с наружной рекламой. Не так чтобы очень сильно, но всё же. Кстати, Пепси-Кола, которой Совок сделал просто сумасшедшую – и, судя по всему, бесплатную, – рекламу, впервые появилась вовсе не в Москве. В Москве её стали продавать только накануне Олимпиады-80, а ещё за несколько лет до этого этот напиток продавался на черноморских курортах.


Но вообще, конечно, реклама товаров в Совке была не нужна. Ибо в ситуации тотального дефицита, любой более или менее приемлемый товар буквально сметался с прилавков в считанные часы. Вот один из эпицентров длиннющих очередей за дефицитом – Государственный Универсальный Магазин (ГУМ). Забавно сейчас смотреть на названия отделов: «Галстуки», «Мужские пальто и плащи», «Фрукты»…


Вот ещё очередь. За каким-то дефицитом. Вот в таких унылых очередях, в окружении кумачовой рекламы и проходила жизнь советских людей. И что самое удивительное, многие из них сегодня тоскуют по той жизни.

И всё же, я погрешил бы против истины, если бы не упомянул и про советскую коммерческую рекламу, если её можно так назвать. Была таковая. Был журнал – «Товары и цены», в котором ежемесячно демонстрировались новейшие образцы советского легпрома. Был журнал «Мода». И – ей богу не вру – была даже телевизионная реклама. Правда она была совсем не такой, как сейчас. И, кажется, это было только в Москве. По третьему каналу вечером шла специальная телепередача, которая так и называлась – «реклама».

Не знаю, в какой временной промежуток она шла, но точно, в середине 70-х её демонстрировали. Когда совсем смотреть по телевизору было нечего (а смотреть редко когда было что интересного), я от нечего делать иногда лицезрел эту телепередачу. Помню рекламу нейлоновых носков.

А один раз даже показали рекламу видеомагнитофона. Сюжет помню: какой-то мужик торопится с работы домой, чтобы посмотреть футбольный матч, но успевает только к завершению. Но тут входит жена и говорит: «Милый, не волнуйся, я всё записала». Включает кнопку и мужик смотрит футбольный матч с начала. Лично я даже и не понял, что собственно там рекламировали. И уж тем более полная загадка – для кого это рекламировалось. Первый видеомагнитофон я увидел в 1982 году, когда работал лаборантом в МИИВТе. В лаборатории, в которой я работал, имелся чёрно-белый катушечный видеомагнитофон производства ГДР. Размером он был с системный блок современного персонального компьютера формфактора ATX, а весил немеряно. Но рекламу видеомагнитофона какой-то пионер советской рекламы забабахал аж в 70-х годах. Да, каких только удивительных вещей не было в Совке.

Продолжение следует…