Украинский кризис и Вышеградская четверка

Вышеградская «четверка» представляет собой сообщество центральноевропейских стран – Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Она образовалась в начале 1991 года с целью консолидации усилий интегрирования в успешную Европу из распадающегося советского блока. Все государства V4 добились намеченной цели, причем синхронно. С довольно забавными результатами по календарю. В НАТО Польша, Венгрия и Чехия вступили уже в марте 1999 года (Словакия – в марте 2004). А вот в Евросоюз страны «четверки» вошли только в мае 2004 года. То есть к участию в военно-политическом блоке оказались готовы на пять лет раньше, чем к экономической кооперации, к торгово-таможенным нормативам ЕС и к прочей бюрократии.

С лета 2004 года смысл существования Вышеградской четверки потерял былую очевидность. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия стали полноправными членами Североатлантического альянса и Европейского Союза. Причем вполне успешными (ЕС) и заметными (НАТО) участниками этих организаций. Экономика четверки государств успешно перешла на рыночные и континентально-интегрированные рельсы. В них развита многопартийность и конкуренция среди претендентов на власть. Суммарный ВВП стран-участниц за последние 20 лет увеличился в четыре раза. Аналогично выросло качество жизни и уровень потребления как показатель данного качества.

Революционное и контрреволюционное насилие обошло страны V4 стороной. Чехия и Словакия еще в 1993 году сумели мирно и цивилизованно развестись на два отдельных государственных образования – впечатляющий пример по сравнению с той же Югославией. Взрывов социального недовольства и насилия при неизбежных трудностях переходного периода от социализма к капитализму в Центральной Европе не отмечено. Рецидив коммунистического прошлого для Варшавы, Праги, Братиславы и Будапешта имеет примерно такую же вероятность, как одновременная высадка инопланетных пришельцев на центральных площадях столичных городов. Сообщество стран Центральной Европы эволюционировало в сторону клуба бывших интересов. «Друзья вспоминают минувшие дни…».

Как вдруг грянул кризис на Украине и запахло порохом новых битв. Не только торговых, таможенных, валютных, информационных и новомодных санкционных – а самых настоящих. Вышеградский клуб оказался форпостом ЕС и НАТО на самой границе бурных событий. Как писал классик в известной сказке: «Видит, бьется петушок, обратившись на восток». Кто же оказался сказочным богатырем в четверке вышеградских мушкетеров?

С великолепным панским апломбом взвалив на себя бремя лидерства V4, польских политиков поджидало скверное известие. Куда хуже, чем внезапная гибель семейного коня для гасконца д´Артаньяна. Причем беда затаилась в дружеском тылу и в союзнических построениях. Прочие участники Вышеградской четверки не разделяют общих интересов, единолично определяемых Варшавой! Налицо явный дефицит идентичности и сплоченности! Обнаружилось нежелание Венгрии, Чехии и Словакии играть роль тройных сателлитов. Сначала вашингтонских, потом брюссельских, а затем и польских.

Наибольший ужас у Польши вызывает образ мыслей и действий венгерского премьера В. Орбана в частности и всей Венгрии вообще. Еще в январе 2014 года венгерские власти подписала с Россией контракт о расширении и модернизации собственной АЭС. Но потом последовали эпохальные события, антироссийские волны и русофобские шквалы – а ядерный контракт от них не пострадал. Напротив, в феврале 2015 года он был подтвержден на высшем государственном уровне. Сумма российских инвестиций в Венгрию составит 10 млрд. € только на атомных объектах в г. Пакш. Польские власти особо обеспокоил «подозрительно низкий процент российского кредита». Нет бы по-европейски стянуть с партнера последнюю рубаху с сапогами и ласково улыбаться его промозглой нищете - как на той же Украине.

Венгрия имеет отличные перспективы снижения внутренних тарифов на электроэнергию и ее поставке на экспорт после 2018 года. У Венгрии есть все шансы к работы промышленности и ЖКХ без смрадного угольного дыма и ущерба экологии (на польских ТЭЦ производится 90 % электричества страны посредством сжигания ископаемого топлива). Будапешт настойчиво печется о выводе венгерских продуктов питания из-под ответного российского эмбарго. Вместо хрумкания плодоовощной продукцией назло Москве и пренебрежения интересами собственных фермеров. Когда же В. Орбан возымел наглость поднять вопрос об автономии этнических венгров, компактно проживающих в украинском Закарпатье, возмущению Польши не было предела. Словно данная идея адресовалась Варшаве, а не Киеву. Видишь ли, венгерская формулировка была несвоевременной и политически близорукой. Могло показаться, что Будапешт поддерживает идею федерализации Украины.

Нет, конечно. Видимо, надлежит яростно поддерживать идеи милитаризации и могилизации Украины, в том числе с непосредственным участием украинцев венгерского происхождения. Благожелательное отношение венгерских властей к «Южному потоку» и к его турецкому аналогу окончательно огорчили весь польский истеблишмент – как властный, так и оппозиционный.

Далее Словакия. Когда Газпром ограничил поставки газа Киеву по сугубо политическим мотивам (используя в качестве отговорок 5.3 миллиарда долларов задолженности за уже перекачанное топливо), западные соседи Украины договорились ей помочь. В форме реверсных поставок российского газа в обратном направлении. Вообще-то газовый реверс прямо запрещен контрактами Газпрома с польскими, венгерскими и словацкими компаниями. Но международное право допускает вольности трактовок во имя высшей справедливости и ради торжества толерантной демократии. Сама Польша постеснялась накачать Украину улучшенным и свободным газом. Мотивируя экономическую деликатность отсутствием (лишних денег) необходимой инфраструктуры. Но у Словакии все необходимые трубы с компрессорами есть – а воевать с Газпромом Братислава не захотела! Причем за собственный счет. Так как украинские власти неоднократно поясняли дешевизну реверсных поставок и надеялись полностью перейти на европейский природный газ. Которого самой Европе не хватает процентов эдак 65-70 от континентальных потребностей.

И наконец Чехия. Чешский президент М. Земан откровенно и регулярно критикует киевскую хунту. Чешские министры именуют украинскую экономику тяжким бременем для бюджета ЕС. Заместитель главы чешского МИДа П. Друлак ставит под сомнение формат сотрудничества V4 при доминирующей польской роли. В чешской прессе развернулась компания о некачественных продуктах питания польского происхождения. На чешском телевидении появились ролики с антирекламой приобретения бытовой техники у польских торговцев. Они так оскорбили посла Польши в Чехии г-жу Г. Бернатовичову, что она направила официальную ноту протеста (!) в чешский МИД. Прямо на стол П. Друлаку, с требованием убрать антирекламу польского (сантехника) продавца из телеэфира. Хорошо живется польским дипломатам в Чехии – государственные проблемы разыскиваются посредством дистанционных пультов на плазменных экранах.

В 2015 году сомнения по украинскому поводу высказываются и в самой Польше. Причем на вполне компетентном уровне. Министр экономики и вице-премьер польского правительства пан Я. Пехочиньский так охарактеризовал темпы демократических преобразований Киева:

«К сожалению, украинские элиты нас разочаровали,… год назад казалось, что Украина встала на путь предсказуемого и стабильного развития с нашей системой ценностей.…Сейчас же страна находится на пороге полного экономического коллапса, что угрожает массовым потоком незаконных мигрантов в Польшу…»

Совместный труд для нашей пользы объединил не только лишь всех. Польский премьер попыталась сгладить суровость суждения своего заместителя, разглядев некие «позитивные сигналы» из постмайданной страны. Но послаблений в визовом режиме для граждан ассоциированной страны не инициировала. Как и дополнительного финансирования «государства позитивных сигналов» за счет польских налогоплательщиков. Как и увеличения квот на украинскую сельхозпродукцию на рынках ЕС.

В целом же польская попытка добиться регионального лидерства с помощью Вышеградской четверки потерпела фиаско. Особенно обидное тем, что другие участники этого клуба не восприняли данную миссию всерьез. Венгрия, Чехия и Словакия не осознали ответственности Варшавы за судьбу Центральной Европы. Не прониклись важностью ведомой роли верных оруженосцев. Не сочли возможным авантюрно действовать вопреки национальным интересам. Допустили критику, вольность суждений и прочий плюрализм мнений не только в адрес России, но и по отношению к самозваному оплоту V4.

Британский политолог профессор Ричард Саква так сформулировал основную проблему Североатлантического альянса:

«В современном мире НАТО существует для того, чтобы преодолевать риски, вызванные своим собственным существованием»

Вышеградская четверка соотносится с НАТО примерно так же, как Антанта и Малая Антанта. Если Антанта была создана для победы в I мировой войне, то ее малый аналог возник через несколько лет после империалистической мясорубки. С механическим переносом былых угроз в послевоенное будущее. В карете прошлого далеко не уедешь. Особенно если один скакун из четверки априори считает себя лучше всех остальных. К чему приводит бездумная скачка ради саморазрушения государства, страны Вышеградской четверки могут рассмотреть через собственную восточную границу.