Грузия: битва тяжеловесов за близость олигарха
После того, как партия бывшего министра обороны Грузии Ираклия Аласания «Свободные демократы» покинула правящее большинство, раскол в «Грузинской мечте» стал очевидным фактом. Однако сегодня речь идет не об обычном политическом демарше, входящей в состав коалиции партии, а о личном конфликте.
На авансцене два политических тяжеловеса – премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили против министра энергетики, вице-премьера страны Кахи Каладзе.
Несмотря на оказанное доверие, оба чиновника стараются заручиться большей поддержкой своего партийного босса. И Гарибашвили, и Каладзе хотят обратить личные симпатии Иванишвили в свою пользу и таким образом взять борозды правления страной в свои руки.
К истории вопроса
Неприятности с тогдашним лидером «Грузинской мечты» у бывшего защитника итальянского «Милана» начались ещё в 2012 году.
После победы на парламентских выборах Бидзина Иванишвили заподозрил Каладзе в попытке проведения в стране своих личных бизнес интересов. На что будущий министр энергетики пригрозил выходом из коалиции.
В дело вмешался сын Иванишвили — Бера. Сын олигарха на личном уровне уладил конфликт и уговорил Каладзе не покидать «Грузинскую мечту».
Разногласия были улажены, и в новом правительстве бывший футболист получил портфель вице-премьера.
Ушел, но обещал вернуться
В Грузии 27 октября 2013 года состоялись очередные президентские выборы.
Как и ожидалось, новым главой государства стал кандидат от «Грузинской мечты», министр образования и науки Грузии Георгий Маргвелашвили.
На следующий день премьер-министр Бидзина Иванишвили подал в отставку, объяснив это своей политической некомпетентностью и добавил: «Я никуда не ухожу и в случае необходимости вернусь».
Своим преемником олигарх назначил бывшего члена попечительского совета Cartu Bank и министра внутренних дел Ираклия Гарибашвили.
Молодой и перспективный 31 летний фаворит Иванишвили не стал менять состав правительства и оставил его в прежней форме, также оставив Каладзе на посту вице-премьера Грузии.
Ираклий Гарибашвили из Иванишвили сделал себе советника и при форс-мажорных обстоятельствах питался его советами, из-за чего самого богатого человека Грузии политические оппоненты окрестили «серым кардиналом».
Новая метла по-новому метет
Гарибашвили без предварительных консультаций с Иванишвили фундаментальных изменений в системе правления страной не проводил. Однако в ранге премьера он все-таки решил вести свою независимую кадровую политику.
Новым министром внутренних дел был назначен доверенный человек молодого премьера Александр Чикаидзе.
Следует отметить, что 10 октября 2012 года на свободу вышел бывший глава полиции Кахетии, тесть Ираклия Гарибашвили — Тамаз Тамазашвили.
Вскоре правление этим регионом Грузии перешло полностью в руки клана Тамазашвили. Приближенные к семье Тамазашвили и Гарибашвили в Телавском и других муниципалитетах Кахетии были назначены на ответственные посты.
Битва за столицу
На 15 июня 2014 года в Грузии были назначены выборы в местное самоуправление. Ключевым фактором являлась победа в Тбилиси и управление столицей.
Председатель коалиции «Грузинская мечта» Ираклий Гарибашвили по рекомендации Бидзины Иванишвили выдвинул на пост мэра Тбилиси кандидатуру приближенного к себе министра инфраструктуры и регионального развития Грузии Давида Нармания.
Решение поддержал политсовет партии. 12 июля 2014 года в результате второго тура голосования Нармания был избран мэром столицы. Победа осталась за Гарибашвили.
Недовольство
Казалось бы, все рычаги правления страной перешли в руки молодого премьера, однако не тут-то было.
С момента выхода на свободу Тамаза Тамазашвили и назначения представителей его клана на руководящие должности региона Кахетии бывшая правящая партия «Единое национальное движение» стала обвинять Гарибашвили в непотизме.
О клановом правлении заговорили и представители гражданского сектора. Ряд НПО призывал Ираклия Гарибашвили отказаться от такого метода правления страной.
Ситуация обострилась настолько, что слухи дошли и до Бидзины Иванишивили.
В одном из интервью столичному каналу бывший премьер-министр Грузии заявил, что не раз предупреждал Гарибашвили о предстоящих проблемах, которые могли возникнуть в результате назначения близких родственников на высокие должности.
11 февраля 2015 года по подозрению во взяточничестве был задержан близкий друг Давида Нармания, глава аппарата попечительской службы мэрии Тбилиси Джокия Бодокия.
Задержание вызвало широкий общественный резонанс. «Единое национальное движение» заговорило о системной коррупции в столичной мэрии.
По информации газеты «Алия» Ираклий Гарибашвили не хочет встречаться с мэром Тбилиси. Причиной тому является коррупционный скандал.
Также известно, что Нармания всячески старается прикрыть дело Бодокия, что категорически неприемлемо для Гарибашвили.
Сложившейся ситуацией остался недовольным экс-премьер Иванишвили, который во всем видит вину Ираклия Гарибашвили и Давида Нармания.
Тише едешь – дальше будешь
Тем временем, пока Иванишвили разбирался со своим ставленником, укрепиться у власти решил вице-премьер Каха Каладзе.
Он не стал терять времени даром и решил заручиться поддержкой разочарованного в Гарибашвили олигарха.
Справедливости ради следует отметить, что Бидзина Иванившили не раз хвалил Каладзе за его трудолюбие и чувство ответственности. Лидер «Грузинской мечты» заявлял, что вице-премьер как политик «растет на глазах».
На фоне скандальных дел и разгоревшихся интриг в мэрии Тбилиси, заместителем гамгебели (заведующего) одного из столичных районов был назначен двоюродный брат супруги Каладзе Лука Канкава.
Без должности в мэрии не остался и родной брат жены вице-премьера, Георгий Арешидзе, который стал главой городского отделения по делам спорта, образования и молодежи.
Сегодня поддерживают Каладзе и отдельные чиновники.
К примеру, на стороне вице-премьера бывший Главный прокурор Грузии, ныне глава следственной службы министерства финансов Отар Парцхаладзе и двоюродный брат Бидзины Иванишвили и его бизнес-партнер Уча Мамацашвили.
В хороших отношениях с Каладзе и сын олигарха — Бера Иванишвили.
Газовый конфликт
О конфликте Ираклия Гарибашвили с Кахой Каладзе говорит и общественность.
В частности, независимый журналист Элисо Киладзе, ссылаясь на анонимные источники, заявляет, что несмотря на то что Гарибашвили является председателем партии, он полностью отстранен от руководства политическим объединением.
«Партией правит Каха Каладзе. Он является генеральным секретарем. Сейчас идет зачистка кадров. Стараются привлечь тех людей, которые сотрудничали с ними ещё до выборов 2012 года, – отмечает Киладзе.
- Главным разногласием в правительстве является тариф на газ. В частности, Каладзе выступает за повышение цен на топливо, что, насколько вам известно, не входило в число предвыборных обещаний.
Более того, до выборов представители «Грузинской мечты» обещали снижение цен на газ в два раза. Однако резкое падение лари и сложная экономическая ситуация вынудили министра энергетики заговорить о повышении цены. Речь идет о привлечении дополнительных 150 миллионов лари.
Категорически против этого выступает Ираклий Гарибашвили. Хотя я сомневаюсь, в том, что Каладзе окажется на посту премьера. Более того, он может покинуть и должность министра энергетики и полностью заняться партией».
Политический вердикт?
«В ближайшее время клан Гарибашвили будет расформирован», – заверил лидер партии «Свободная Грузия» Каха Кукава.
По словам Кукава, кадровые изменения, происходящие в высших эшелонах власти страны и партии, направлены на ослабление команды премьер-министра.
Оппозиционер также отмечает, что все это происходит с подачи экс-премьера Бидзины Иванишвили.
Каха Кукава также уверен в том, что весной Ираклий Гарибашвили уйдет в отставку. Его место займет либо министр здравоохранения Давид Сергиенко, либо вице-премьер Каха Каладзе.
Готовят ли политический вердикт Гарибашвили, и каким он будет на самом деле в случае вынесения – пока неясно. Известно лишь одно: за него «взялись».
Об этом говорит и тот факт, что недавно подал в отставку и министр внутренних дел страны, приближенное к премьеру лицо, Александр Чикаидзе. Его место занял бывший руководитель охраны Бидзины Иванишвили, Вахтанг Гомелаури.
Комментарии