Зачем Киеву миротворцы ООН в Донбассе?

На модерации Отложенный

2 марта Порошенко подписал указ о введении в действие решения СНБО от 18 февраля «Об обращении к Организации Объединенных Наций и Европейскому Союзу в отношении развертывания на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности».

Украинские чиновники пытаются убедить ООН и ЕС ввести миротворческие войска в Донецкую и Луганскую области, а в европейских столицах пытаются понять, что именно Киев имеет в виду и зачем ему это надо вообще.

Украинская инициатива смотрится действительно странно. Еще 26 января лидер фракции «Блока Петра Порошенко» в Верховной раде Юрий Луценко утверждал, что он и его фракция «категорически против вхождения на территорию Украины любых иностранных войск», поскольку это противоречит Конституции страны. Как пояснил приближенный к президенту политик, «нам не нужно ни войск НАТО, ни войск России, ни войск Китая, ни войск Новой Зеландии, чтобы разобраться с целостностью и суверенным правом на украинском Донбассе».

Да и сам президент Украины не далее как 7 февраля в своем выступлении на Мюнхенской конференции вещал: «Сейчас нам необходима не миротворческая операция, а перемирие и отзыв из страны иностранных войск».

Всего лишь пять дней спустя после Мюнхена в Минске была достигнута договоренность о Комплексе мер по выполнению Минских соглашений, а еще через пять дней СБ ООН одобрил эти меры и Декларацию лидеров Украины, Франции, Германии и России в их поддержку. Тем самым подписанные в Минске документы получили международный статус.

И вдруг – бац! – через день после заседания СБ ООН в Нью-Йорке СНБО Украины ошарашивает всех решением обратиться «к Организации Объединенных наций и ЕС относительно разворачивания на территории Украины операции по поддержанию мира и безопасности». Выглядит как оплеуха канцлеру Германии и президентам Франции и России, слову которых, получается, в Киеве не доверяют.

В Берлине и Париже привычно утерлись, понимая, что без согласования с Вашингтоном Петр Порошенко ничего не делал, не делает и делать не будет. Москва же, не будучи связанной трансатлантическими сантиментами, отреагировала жестко. Как заявили высокопоставленные российские чиновники, у них есть обоснованные подозрения, что своим обращением в ООН и ЕС Киев просто хочет разрушить минские соглашения.

Размышляя над таким крутым поворотом в отношении украинского руководства к миротворцам в Донбассе, немецкий аналитик Л. Бершидский высказал предположение, что изменить свое мнение «Петра Порошенко заставило, прежде всего, унизительное поражение в районе Дебальцево». По-видимому, так оно и есть. После того как Москва уже дважды спасла украинскую армию от полного разгрома, сдерживая наступательный порыв ополченцев, вполне можно предположить, что президент Украины потерял надежду на победное завершение «антитеррористической операции». Часть украинской правящей элиты, видимо, уже не верит в возможность подавить сопротивление ДНР и ЛНР силой и полагается лишь на то, что присутствие международного миротворческого контингента не позволит армии ополчения расширять зону своего контроля за пределы согласованной в Минске линии прекращения огня.

С такой оценкой согласен и Л. Бершидский, который пишет, что «международные вооруженные силы с четким мандатом, расположенные вдоль согласованной линии» могли бы лучше, чем присутствующая здесь миссия ОБСЕ, «гарантировать, что какие-нибудь подразделения украинской армии или повстанцы не начнут вдруг наступление».

Однако некоторые эксперты идут в своих предположениях еще дальше. По их мнению, правящий в Киеве режим панически боится того, что в украинских национал-патриотических кругах ширится понимание того, что «сепаратизм» жителей Донбасса в значительной мере вызван социально-экономическими причинами, а не только неприятием «бандеровщины». И это может стать основой для достижения договоренности между ополченцами и добровольческими батальонами о совместных действиях по свержению власти засевших в Киеве, по их мнению, временщиков, или «режима внутренней оккупации», как его называют радикальные националисты.

Так, например, один из активистов молодежной организации левого толка, из «патриотических побуждений» ставший бойцом печально известного батальона «Айдар», пишет о своих сослуживцах: «"Правых" [в «Айдаре»] много в том смысле, что много людей, считающих себя «правыми». Часто они говорят о тех же самых вещах, что и я, только другими словами. Ни одного доброго слова по отношению к властям ни от одного человека там я не слышал. Батальоны — часть народа, а тем, кто зажрался во власти и бизнесе, народа надо бояться в любом случае. Но без санкции народа, без начала третьего майдана, никакие добровольческие батальоны на Киев не пойдут. Но если третий майдан случится, то вооружен он будет с самого начала».

Пока что националистические батальоны сдерживает только присутствие в армиях ДНР и ЛНР российских добровольцев, из-за чего война на земле Донбасса, по их мнению, - не гражданская, а война Украины с Россией. Но как только националисты в силу каких-то обстоятельств признают право луганских и донецких рабочих, крестьян, врачей и учителей взяться за оружие, чтобы защитить свое достоинство, свободу и мирную жизнь, как только они осознают, что безмерная жадность и подлость «национальной буржуазии», которая наживается даже на войне, в равной степени ненавистна как национал-патриотам, так и тем, кто сидит в окопах напротив, с этого момента присутствие иностранных миротворцев может оказаться для режима единственным средством предотвращения совместного наступления добровольческих батальонов и ополченцев на Киев.



Вместе с тем как украинские, так и иностранные аналитики не ограничиваются «внутриполитическими» версиями причин обращения Киева к ООН и ЕС с призывом ввести в Донбасс миротворцев.

Тот же Л. Бершидский, к примеру, отмечает: «Порошенко безусловно знал, как Россия будет реагировать, так как вопрос о миротворцах обсуждался в Минске за наделю до этого. Так что целью его обращения [в ООН и ЕС], вероятно, было провоцирование публичной [негативной] реакции России – и ответной реакции Запада».

С ним согласен главный редактор украинского ТВ-канала «Espresso» Вадим Денисенко, который полагает, что «если русские блокируют решение [СБ ООН], то это развяжет Западу руки в поставке нам вооружения».

Но другие аналитики видят за украинской инициативой не только это. Так, например, известный публицист издания TND, скрывающийся под ником The Saker («Сокол»), задается вопросом: «Я единственный, кто отчетливо видит американский «почерк» за последней идеей? Она состоит в том, чтобы сначала пойти в ООН, а когда русские и китайцы наложат вето, обратиться в ЕС и использовать страны Евросоюза для создания коалиции желающих принять участие в миротворческой операции в Донбассе. А когда миротворцы там разместятся, то… достаточно будет нанести по ним удар под чужим флагом …чтобы у ЕС возникла срочная необходимость своих миротворцев защитить. … И, как вы думаете, кого направят на их защиту? Вот именно - НАТО». Ответ России в таком случае предугадать несложно.

The Saker небеспочвенно полагает, что «главная цель США – втянуть Россию в военную интервенцию в Донбассе», о чем откровенно поведал, например, Джеймс Дентон. Этот американец в прошлом - эксперт по спецоперациям и «цветным революциям», а сейчас - издатель журнала World Affairs. В ходе интервью на конференции «Вызов Кремля и трансатлантическая солидарность» в Варшаве он для начала перечислил «грехи» Кремля, который, по мнению Дентона, «очень мало сделал для ядерного разоружения Ирана», защищает законное правительство в Сирии от «революционеров», дружит с теми странами, которые Америке не нравятся, потому как там правят «диктаторы».

А главное – «Путин хочет воссоздать ту сферу влияния, которая когда-то была у СССР». По мнению Дейтона, «это создало очень опасную ситуацию: США и Европа уже не могут договориться между собой так, как раньше...».

Поэтому, как сказал американский спец по «цветным революциям», «нападение [России] на Украину было нападением на международный порядок» (как его понимают в Вашингтоне). И «России придется за это заплатить. Эта цена может быть разной: сейчас это санкции, позднее, возможно, будет помощь Украине оружием, чтобы усилить ее сопротивление, а третий уровень – вовлечь в войну на территории Украины саму Россию».

Но есть и другая версия причин «американского заговора против Европы». Как поведал в частной беседе политический консультант одной из парламентских партий ФРГ, Вашингтон крайне недоволен тем, что Германия, Франция и Россия отодвинули США и их сателлитов, вроде Польши, от урегулирования конфликта в Украине. Получается, что ведущие страны ЕС вполне могут обойтись без американцев в вопросе поддержания стабильности в регионе, если они найдут взаимопонимание с Россией.

Поэтому «миротворческая» идея Киева и попутное заявление Петра Порошенко об исключении России из числа стран-миротворцев является неуклюжей попыткой США втиснуть Вашингтон и Варшаву в процесс урегулирования конфликта в Донбассе. Обсуждение «киевской инициативы» в рамках ООН и Евросоюза дает США, Польше и странам Балтии возможность вставлять свои «пять копеек», а точнее палки в колеса, как только намечаются признаки сближения позиций Франции, Германии и России по какому бы то ни было вопросу.

«Когда через пару дней после достижения такой тяжелой, но комплексной договоренности, которая была подписана всеми, вбрасываются новые идеи, невольно возникают вопросы о том, насколько искренне были те, кто такие инициативы выдвигает, как бы пытаясь, сознательно или нет, отвлечь внимание от того, что было согласовано», - сказал 2 марта в Женеве С.Лавров, комментируя инициативу Киева и свежеиспеченный указ Порошенко. Он подчеркнул, что «сейчас важно сконцентрироваться на полноценном, всеобъемлющем, добросовестном выполнении документов от 12 февраля» [10].

Неприятно жить с мыслью, что все эти «майданы», десятки тысяч убитых и покалеченных людей, разрушенная украинская экономика – всего лишь средство, чтобы англосаксонский мир мог и дальше судорожно цепляться за свое «глобальное лидерство». Увы, Украина в ряду жертв такой политики не первая и, наверно, не последняя. Печально. Но поправимо.