Как Башкирия без спонсора осталась
Благотворительный фонд «Урал» во главе с экс-президентом Муртазой Рахимовым пытался сформировать в республике параллельную власть. Такое заявление сделал действующий глава Башкирии Рустэм Хамитов. Как бы там ни было, башкирская история поучительна для России в целом. Всего лишь пересмотр прав на владение нефтяными акциями одной компании может не в лучшую сторону изменить ситуацию в регионе, где живут миллионы людей.
Кроме бывшего президента Башкирии в «Урале» всё ещё состоят бывший премьер-министр, бывший глава администрации, бывший руководитель компании «Башинформсвязь», бывший ректор государственного нефтяного университета. Основанный ими в 2006 году фонд владеет капиталом в шестьдесят с лишним миллиардов рублей, полученным от приватизации «Башнефти».
Эти деньги были размещены в российских банках, а на проценты от вкладов осуществлялось финансирование сотен проектов в Башкирии. Среди самих громких – хоккей; и команды, и детские секции, и новые арены, а во главе всего клуб КХЛ «Салават Юлаев» с годовым бюджетом в 2,5 миллиарда рублей.
Однако осенью прошлого года генпрокуратура потребовала вернуть акции «Башнефти» в пользу Российской Федерации. Арбитражный суд Москвы постановил, что приватизация нефтяной компании в 1990-е была проведена с нарушениями: башкирские власти не имели права продавать активы без разрешения федерального центра.
Между тем, банкротство столь крупной организации может обернуться для региона серьёзными проблемами. «Урал» работал по семи направлениям благотворительной деятельности, покрывая весь спектр социальных проблем – от оснащения больниц современным оборудованием, строительства мечетей и церквей до оказания разовой помощи гражданам.
Ежегодно на благотворительность направлялось пять миллиардов, ещё один миллиард в качестве налогов шёл в республиканский бюджет.
По сути, фонд являлся частью экономики Башкирии, причём, едва ли не самой существенной и влиятельной.
В июле Башкирия проводит саммит ШОС и БРИКС. Немалая часть затрат была возложена на фонд Рахимова. Поразить воображение гостей Уфы планировалось новой Соборной мечетью. На завершение строительства нужно как минимум два миллиарда. Но, поскольку после решения арбитража Рахимов официально объявил о закрытии всех проектов фонда, дальнейшая судьба гигантской стройки под большим вопросом.
В Уфе звучат мнения, что о проектах «Урала» можно забыть, республика не в состоянии финансировать большинство из них (это не целевые расходы, они не соответствуют условиям бюджетного законодательства, ведь большинство сделок по закупкам и подрядам заключены не в системе госконтрактов).
Ещё пессимистичнее настроены те, у кого от финансирования «Урала» зависели здоровье и повседневная деятельность. В больницах лежат больные диабетом, онкологией, чьё лечение теперь некому оплатить. Приостановлены сотни программ по строительству школ, больниц, поддержке бюджетных учреждений, муниципалитетов, общественных организаций.
Правда, Рустэм Хамитов пообещал, что Башкирия найдёт спонсоров на всё. Однако до сих пор имена меценатов, готовых жертвовать огромные средства в кризисное время, не названы.
Комментарии