Китайцы: 10 лет назад русские были дружелюбнее

У каждого поколения своя история. Для современной китайской молодёжи Россия – это «терра инкогнита», но нам, старшему поколению, эта страна хорошо знакома и понятна. В 80-90-х годах прошлого столетия многие из наших соотечественников отправлялись в холодную заснеженную Россию учиться или работать. В этот период отношения между нашими странами начали налаживаться, и у китайцев появилась возможность побывать там. Приезжая в Россию, они знакомились с жизнью рядовых граждан, приобретали новых друзей, получали незабываемые впечатления. Но в то же время нередко становились свидетелями разногласий и недоразумений между русскими и китайцами. По их мнению, чтобы решить эту проблему, Китаю необходимо развивать и углублять связи с Россией, поскольку без общения невозможно взаимопонимание. Возможно, это то, над чем стоит задуматься современным китайским студентам, обучающимся за границей.

«В нашем восприятии современной российской действительности слишком много пробелов»

Рассказывает: Чжан Цзень Жун, заместитель директора Центра по изучению России, Шанхайский институт социологии.
Место проживания в России: г. Москва.
Время проживания: 1987-1992 гг.

В 1987 г. я прибыл Москву в составе первой группы китайских студентов, направленных в Советский Союз Комитетом народного образования КНР для получения докторской степени. До этого я обучался в Шанхайском институте иностранных языков на факультете русского языка по специализации «русская классическая литература 19 века». Это было время президентства Михаила Горбачёва, когда в отношениях между двумя странами наступило потепление, и, как следствие, начался активный культурный обмен. Пока отношения между КНР и СССР оставались напряжёнными, у простых русских и китайцев не было возможности общаться друг с другом. Однако рядовые советские граждане по-прежнему воспринимали Китай в духе 50-х годов, когда были популярны лозунги о китайско-советской дружбе. Приехав в Советский Союз, первое время я только и слышал, какие замечательные товары производят в Китае и как долго не изнашиваются китайские полотенца. К китайцам русские относились как к доброму и трудолюбивому народу, пережившему много бед.

Обучаясь в аспирантуре, я вращался в студенческой среде, и мой круг общения состоял, главным образом, из преподавателей, сокурсников и студентов других факультетов. Так как коренные москвичи не проживали в студенческом общежитии, то общался я, в основном, с ребятами, прибывшими из союзных республик или других городов России. В нашем общежитии в конце коридора располагалась общая кухня, которая служила нам чем-то вроде клуба. Там мы не только готовили еду, но также общались, обменивались новостями, практиковались в русском языке. На праздники мы устраивали вечеринки, на которые всегда приглашали русских сокурсников.

Моим соседом по комнате был парень из Киргизии, называвший себя весьма странным именем. По-русски оно звучало как Мэлс (аббревиатура первых букв имён Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин.) Как-то он признался мне, что пишет роман о Чингисхане, к которому в Киргизии относятся с большим пиететом.

В это же время я познакомился с одним довольно известным художником. Его лучшим произведением был портрет Владимира Маяковского, выполненный резьбой по дереву. Этот портрет впоследствии приобрёл для своей коллекции музей станции Маяковского. (так в тексте, я так и не нашла такой музей в интернете, в оригинале это звучит как «выставочный зал станции метро Маяковского» – прим. пер.). Моему знакомому было тогда за 50. Я часто заглядывал к нему в студию просто поболтать. А он, в свою очередь, интересовался моей студенческой жизнью, расспрашивал о прочитанных книгах, показывал свои работы.

С начала 2000-х годов в России впервые заговорили о движении скинхедов. На мой взгляд, причиной появления этого движения стал глубочайший экономический кризис в постсоветской России, когда резко упал уровень жизни в стране, увеличилось число безработных и, соответственно, вырос уровень преступности. Скинхедам свойственна крайняя расовая ненависть, и занимаются они в основном тем, что организуют нападения на иностранцев с другим цветом кожи. Иногда такие нападения совершаются с целью ограбления, так как среди скинхедов бытует мнение, что все иностранцы очень богаты. К сожалению, подобные инциденты происходят в России каждый год, что, разумеется, не способствует укреплению добрососедских отношений.

Я убеждён, что нам необходимо развивать более тесные связи с Россией. Если в 50-е годы прошлого столетия в китайской печати подробно освещались различные стороны жизни советских граждан, много внимания уделялось советской культуре, то сейчас ситуация прямо противоположная. В настоящее время мы очень плохо осведомлены о жизни «северного соседа», а пресса и телевидение дают нам слишком мало информации на эту тему. На самом деле мы практически ничего не знаем о современной России. Шанхайские издательства почти не публикуют материалы, посвящённые этой тематике, поскольку они не пользуются популярностью.

С момента распада Советского Союза прошло уже 20 лет, однако в нашем восприятии постсоветской России слишком много пробелов, которые нам необходимо восполнить.

«Стремление китайцев к обособленности не способствует взаимопониманию»

Рассказывает: Ли Шо, бизнесмен.
Место проживания в России: г. Москва
Время проживания: 1995 г.

Я родился в Северном Китае в провинции Хэйлунцзян, которая граничит с Россией, и довольно часто встречался с русскими. В 1995 г. я поехал в Россию заниматься бизнесом. В 90-х годах 20 века Россия перенесла множество потрясений: крах СССР, экономическую нестабильность, тотальный дефицит товаров. Мой товарищ, живший в России, рассказывал, как однажды на улице к нему подбежал местный житель и попросил продать надетый на нём пуховик. Торговля с Россией стала выгодным делом, и китайские предприниматели ринулись в Россию со своим товаром. Следом за ними туда потянулись и многочисленные спекулянты, торговавшие низкосортными подделками. В результате русские постепенно перестали доверять китайцам, напротив, начали относиться к ним с неприязнью. Не лучшим было отношение и к китайским студентам, многие из которых, приехав в Россию, тут же начинали заниматься торговлей. Формально они считались студентами, однако думали больше о прибыли, чем об учёбе.

Ещё одним препятствием для налаживания контактов стала привычка китайцев к обособленности. Как правило, приезжая в Россию, китайцы стремились создать свою диаспору, закрытую для чужаков, и, в конце концов, сводили к минимуму все контакты с местным населением. В Москве мне приходилось слышать о так называемом «китайском доме», населённом только одними китайцами. Русские могли только догадываться, что происходит в этом замкнутом мирке, и это порождало самые невероятные слухи о китайцах. К сожалению, такие примеры не единичны.

«С проявлениями недоверия и неприязни я начал сталкиваться уже давно»

Рассказывает: Лу Юн Чан, преподаватель Шанхайского института иностранных языков».
Место проживания в России: г. Москва
Время проживания: 1991-1993 гг.

В 1991 г. я приехал в Московский институт иностранных языков работать преподавателем. Мои коллеги и ученики относились ко мне вполне дружелюбно. Случайно встретившись с кем-нибудь из коллег на улице, мы радостно приветствовали друг друга, иногда даже могли зайти куда-нибудь выпить. Мои русские студенты часто приглашали меня к себе домой или звали с собой в походы. Даже после возращения на родину я продолжаю поддерживать отношения с моими русскими друзьями. Они, в свою очередь, приезжая в Китай, обязательно заглядывают ко мне. Или забрасывают меня письмами, так что я даже чувствую неловкость от того, что не могу писать им так же часто.

В то время русские в большинстве своём неплохо относились к китайцам. Но вскоре ситуация изменилась. В 1991 г., сразу после распада Советского Союза наступило время тотального дефицита, полки в магазинах опустели. Если туда завозили какой-нибудь товар, за ним моментально выстраивалась очередь. В Китае благодаря успешно проведённой экономической реформе появилась возможность производить изобилие товаров, которые пользовались большим спросом на российском рынке.

Однако когда китайские предприниматели заполонили российские рынки, появились первые признаки недоброжелательного отношения к китайцам. Обилие поддельных и низкокачественных китайских товаров на рынках сформировало предвзятое отношение русских к продукции, произведённой в КНР. Кроме того, среди китайских бизнесменов, потоком хлынувших в Россию, были и такие, кто пытался перебраться на Запад, но без особого успеха. Они пользовались тем, что русские привыкли доверять китайским товарам, и беззастенчиво обманывали покупателей, наживаясь на торговле некачественным ширпотребом. Хотя в то время большинство китайцев не могли считаться богачами, но их положение по сравнению с русскими было не настолько плачевным. Согласно официальным источникам, в этот период не было девальвации рубля, однако на чёрном рынке стоимость 1 доллара США превышала 100 рублей. Это при том, что на 1 рубль тогда можно было купить 9 бутылок молока.

По сравнению с большинством россиян, китайские бизнесмены, жившие в России, получали неплохой доход, а некоторые из них стремились выставить своё богатство напоказ. В связи с распадом Советского Союза уровень жизни населения в России резко упал, что не могло не отразиться на настроениях в обществе. Глядя на успешных и состоятельных китайцев, многие русские, живущие в гораздо худших условиях, начали испытывать к ним враждебные чувства.

Я вернулся домой в 1993 г., но продолжаю следить за событиями, происходящими в России, хотя и не считаю себя знатоком в этом вопросе. На мой взгляд, случаи нападения на китайских граждан, участившиеся в последнее время, носят скорее частный характер, тем более что чаще всего они происходят поздно вечером в безлюдных местах. И всё же китайским студентам, обучающимся в России, следует быть осторожнее и принимать все меры личной безопасности.