Партия "Процветающая Армения": реальность или мираж?
Внутриполитическую напряженность в Армении многие эксперты называют войной между правящей Республиканской партией Армении (РПА) и оппозиционной партией "Процветающая Армения" (ППА). Отношения между РПА и ППА начали обостряться после конференции невластных политических сил и общественных организаций 5 февраля, инициированной ППА.
Во время выступления лидер ППА, крупный предприниматель Гагик Царукян подверг резкой критике проводимую властью политику, указал на необходимость формирования власти нового качества, состоящей из хорошо образованных людей, а также не обошел вниманием вопрос о внеочередных президентских и парламентских выборах.
Через несколько дней на заседании Совета РПА лидер правящей партии, президент Серж Саргсян откровенно выразил сомнение в способности Царукяна заниматься политикой. Президент фактически дал команду атаковать ППА и ее лидера, когда указал на частые пропуски со стороны депутата Царукяна заседаний Национального собрания и озвучил слухи о "сокрытии миллиардов драмов невыплаченных налогов", которые скрываются под тенью благотворительности.
Чиновничье-административная машина и официальная пропаганда включились в дело реализации команды президента. В ответ Царукян призвал население к общенациональной мобилизации с одной целью – всеми законными политическими методами достичь отставки Саргсяна.
Главными игроками начавшаяся политическая войны выступают не только Саргсян и Царукян, но также первый и второй президенты Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян. Некоторые эксперты, принимая во внимание этот формат, считают, что основная политическая борьба развернулась между Саргсяном и автором проекта "ППА" Робертом Кочаряном, который все эти годы, после окончания президентского срока в 2008 году, не прекращал активной деятельности, нацеленной на возвращение во власть, в частности, на пост премьера. Участились заявления о влиянии на политические процессы второго президента, о его связях с ППА и ее лидером. Более того, члены РПА и некоторые СМИ стали поднимать вопрос об ответственности Кочаряна за деятельность своего подопечного – лидера ППА.
"Кто породил Царукяна, мы все знаем, они и должны отвечать и просить прощения за то, какое зло принесли в нашу политическую жизнь. Кто не знает, что автором проекта "ППА" является Роберт Кочарян",- заявил заместитель председателя РПА Армен Ашотян. Подобным намекам представителей РПА вторят и подконтрольные властям СМИ, в которых заметно выросло число публикаций о том, что за деятельностью Царукяна стоит Кочарян.
Что же в реальности происходит на политическом поле, насколько связан второй президент с ППА и какое он имеет влияние на эту партию и ее лидера Гагика Царукяна?
Действительно, созданная более 10 лет назад ППА стала политическим проектом Кочаряна, который он поручил реализовать Царукяну. Предполагалось, что эта политическая сила станет альтернативой РПА внутри власти. Реально ППА начала формироваться в 2006 году. Планировалось, что на выборах в парламент 2007 года она наберет большое количество голосов и получит большое число депутатских мандатов, что позволит Кочаряну стать премьером уже после окончания его президентского срока в 2008 году.
Однако на выборах 2007 года произошли непредвиденные события. Во-первых, убедительную победу одержала РПА. ППА, хотя и получила много мандатов, однако в процентном соотношении никак не могла стать альтернативой РПА. Исходя из этого, властью было принято компромиссное решение о том, что ППА войдет в коалицию с РПА.
Чтобы понять, почему заранее спланированная схема приобрела иной формат, следует учесть, что в 2005-2006 годах, когда проект "ППА" только запускался, главой РПА был ныне покойный премьер Андраник Маргарян. А уже накануне парламентских выборов 2007 РПА возглавил премьер-министр Серж Саргсян. Маргарян и Саргсян имели различный вес и влияние на политическом поле.
Но на планы Кочаряна негативно повлияли не только результаты выборов. Осенью 2007 года в преддверии президентских выборов на политическую арену вышел первый президент Левон Тер-Петросян, который сумел поднять волну общественного протеста. Противостояние власти с народом и оппозицией, оспаривающей результаты президентских выборов февраля 2008 года, закончилось расстрелом мирной демонстрации 1 марта. Из-за крайнего обострения ситуации в стране смена власти, как ее планировал Кочарян, не состоялась. Он так и не стал премьером – проект провалился. ППА вынужденно осталась в правящей коалиции, но перестала быть партией Кочаряна, а ее реальным лидером стал Царукян.
Со временем начали выявляться противоречия Царукяна с властью по экономическим вопросам. Кроме того, осложнились противоречия между Царукяном и его бизнес-партнером, братом президента Саргсяна Александром Саргсяном, что не могло не сказаться и на его взаимоотношениях с самим президентом.
В результате, ППА стала отдаляться от власти, ярким проявлением чего стало решение партии о самостоятельном (без РПА) участии в парламентских выборах 2012 года, а затем и ее отказ от вхождения в правящую коалицию. Эти шаги способствовали становлению ППА как самостоятельной политической силы.
Здесь возникает вопрос, имеет ли влияние Кочарян сейчас на ППА. Провал политических планов экс-президента привел к тому, что он не имеет реальных рычагов влияния на эту силу, но в пропорциональном списке ППА есть несколько депутатов, которые традиционно считаются людьми Кочаряна. Однако это предполагает лишь весьма ограниченное влияние экс-президента на ППА и на процессы вокруг нее.
При этом у второго президента есть личные политические интересы и политические амбиции. По ряду вопросов (например, неприемлемость конституционных изменений) его интересы могут совпадать с интересами ППА. Однако это не означает, что Кочарян координирует действия ППА.
Вероятно, контролируемые властью СМИ связывают ППА с непопулярной в обществе фигурой второго президента для того, чтобы сбить рейтинг ППА и ее лидера. Такой расклад был бы выгоден власти, однако представители правящей партии и некоторых СМИ выдают желаемое за действительное.
Интересно вспомнить, что Компартия внушала людям в СССР, что является партией Ленина, а Октябрьскую революцию 1917 года осуществили большевики. Но это была партия Ленина и Троцкого, а революцию вместе с большевиками осуществили левые эсеры. Поскольку большевики написали нужную историю, Троцкий превратился во врага, а левые эсеры вообще исчезли из истории революции. И в Армении сегодня власти стремятся, чтобы общество восприняло события так, как это нужно им.
Те же СМИ три года писали о том, что ППА вот-вот войдет в правящую коалицию. Тот факт, что эту мысль как заклинание повторяют некоторые СМИ, не делает ее реальной. Реальность состоит в том, что Царукян собирает на свои митинги несколько десятков тысяч человек, а значит, люди не верят в то, что говорят власти и официальная пропаганда, а ППА дрейфует от умеренной оппозиции в сторону радикальной.
Комментарии
Все,кто может валит из "солнечнгой Армении"
за что армяне боролись , на то и напоролись...