Всеволод Чаплин: будем людьми, ходящими пред Богом
На модерации
Отложенный
Выступление Замглавы Всемирного Русского Народного Собора, Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в Рождественском выпуске программы «Комментарий недели» телеканала «Союз» 10 января 2015 года.
Дорогие братья и сестры, с праздником Рождества Христова сердечно поздравляю каждого из вас! Мы вошли в святки — святые дни, то время, когда воспоминание Христова Рождества наполняет наше общение с самыми разными людьми, наполняет культурные события, которые организуются православными христианами, в которых они участвуют как активные деятели или как зрители.
Вся наша жизнь в эти дни наполнена воспоминанием о Рождестве Христовом. Но это не просто воспоминание, не просто нечто связанное с давней историей — это основание нашего спасения, понимание того, что мы свои Богу. Мы воспеваем в эти дни с особым чувством, с особым ликованием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
На праздничной всенощной, во время великого повечерия в составе молитвы читались вот такие слова: «Осиянием исполнении Слова воплощеннаго, молим Тя, Боже всесильный, да облистает нам свет в делех наших, верою озаряяй души наша».
Свет в делах, озаряющий верой душу — вот что такое для христианина вся жизнь и особенно нынешний праздник. В эти особые дни мы совершаем столько добрых дел! Идем к забытым людям, к одиноким, к больным, находящимся во узах, к тем, с кем, может быть, много лет не общались, к тем, к кому лежит наше сердце и о ком одновременно скорбит наша совесть.
Слишком часто мы удаляемся от общения с людьми, нуждающимися в нашей заботе и нашем участии. Но в нынешнее время мы чувствуем себя чуть более свободными от житейских дел. Иногда говорят, что нынешние праздники слишком длинные. Но мы прекрасно понимаем, что нужно отделять время от работы, которой в нашей жизни очень и очень много, для общения с Богом и друг с другом. Общения осмысленного, которое напоминает нам о настоящей цели бытия.
Некоторое время назад — не так уж давно, может быть лет десять-пятнадцать назад — многие утверждали, будто невозможно возвратить Рождество в жизнь народа России, народов Украины, Белоруссии, многих других народов. Дескать, ушел этот праздник. Прошло семьдесят лет и больше — кому он сегодня нужен? Никто не способен его понять, нужно наполнять его какими-то новыми, светскими смыслами.
Точно так же сегодня рассуждают на Западе: мол, мы живем в новом обществе, состоящем из людей разных национальностей, верующих и неверующих... Зачем сохранять то, что было связано с обществом, жившим на основе одной веры?
Не знаю, как на Западе, а у нас удалось полностью восстановить смысл празднования Рождества Христова. Сегодня для очень многих людей, в том числе и для телеаудитории, и для тех, кто сидит в социальных сетях, Рождество — это не праздник покупок, не время бесцельных, а уж тем более порочных увеселений. Это давно уже не так — для огромного числа соотечественников. Сколько людей пришло в храмы в это время! На богослужение прежде всего, но и просто для того, чтобы помолиться о родных и близких, о своих житейских нуждах, поставить свечу, посмотреть, как празднуют Рождество верующие люди.
Да, конечно, такая религиозность очень часто является лишь первым шагом на пути к церковной жизни. А кто-то просто не хочет приходить на богослужение в те дни, когда храм особо переполнен. Но в любом случае люди приходят в храм — именно в храм, а не к психотерапевту, не в кружок йоги, не в какое-то место отупляющих или развращающих увеселений. Да, люди приходят в магазины, выбирают подарки, но не меньшее их число приходит сегодня в храмы — по крайней мере, в больших городах.
Люди слышат по телевидению, по радио, читают в интернете, в газетах слова о Боге, о том, что такое Рождество и почему это такая великая радость для христиан. Люди обмениваются поздравлениями, которые вовсе не так неумело говорят о Боге и о настоящем содержании праздника, как это было пять, а уж тем более десять лет назад.
Люди начинают понимать, что такое Рождество. Этот праздник вновь стал любим нашим народом. Он вновь является чем-то бесконечно дорогим и для детей, и для взрослых, и для пожилых людей.
Заново рождается традиция празднования Рождества в тех областях Украины, где религиозность была ослаблена, в Белоруссии, в Центральной России, в Сибири, на Дальнем Востоке, где многие считали традицию православного благочестия уже утраченной. Вновь эта традиция с нами, и люди возвращаются от года в год к священному воспоминанию Рождества Христова, к участию в богослужении, к детским утренникам и елкам, к спектаклям и выставкам, к чтению и музыке, которые связаны именно с Рождеством Христовым. Традиция вновь с нами.
«Осиянием исполнении Слова воплощеннаго», мы молим Господа о том, чтобы облистал «свет в делех наших». Свет в делах, свет в жизни, в нашем христианском поведении в окружающем мире — вот что очень важно осуществить в это особое время Рождества Христова, во время святок. Люди ждут от нас, от христиан, в это время особого слова — от священников и от мирян также.
Некоторые спрашивают: как правильно отпраздновать Рождество? Многие интересуются кулинарными особенностями рождественского стола, тем, что по-бытовому нельзя делать в последние постные дни перед Рождеством, и тем, что нужно делать, когда праздник уже наступил. Но за этим, иногда простым интересом, все больше и больше ты слышишь вопрос: а почему именно Христос? Почему именно Его Рождество так много веков празднуется христианской Церковью, в том числе у нас на Руси? В чем разница между учением Христа и иными учениями — государственными, религиозными, философскими, политическими? Почему мир празднует Рождество Христово столько времени, сколько не праздновалось ни одно другое историческое событие, кроме, может быть, Христова же Воскресения?
Ответ очень простой: нет спасения без Христа. Именно Им открыта нам дорога в небо, в Его царствие, в настоящую жизнь. Поэтому без приятия Боговоплощения тихая радость Рождества невозможна. Точно так же приятие Крестной жертвы Спасителя, сопричастность в этой жертве настолько, насколько это может у нас получиться, и ликующая радость пасхального торжества — все это означает, что мы причастны к спасению. Участие в святых таинствах и вхождение наше в Тело Христово — Его Церковь — делает нас чадами спасения, чадами вечности, чадами настоящей жизни.
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня», — говорит Господь (Ин. 14,6). Один только есть путь в вечное блаженство. И этот путь — Христос. Его милость, Его любовь, Его открытость к нам, Его жертвенность ради нас, Его спасение, нам открытое, мы прославляем в эти дни святого Рождества.
Никогда не будем забывать говорить о том, что именно празднуется и какое отношение это имеет к нашей жизни. От нас ждут ответа словом и делом, светом, который проявляется в наших делах, верою, которая озаряет наши души. Будем стараться такой ответ давать — и обязательно будем услышаны. Кто-то скажет, что праздник Рождества Христова надоел, устарел, перестал быть интересным для той или иной модной тусовки. Кто-то предложит наполнить этот праздник некими далекими от христианства смыслами.
Мы никогда, может быть, не переспорим тех, кто хотел бы отвергнуть радость Рождества Христова, потому что у этих людей свои аргументы и свои причины спорить с настоящим смыслом этого праздника. Но если только нам удастся этот смысл передать, от Господа о нем узнав — передать через наши дела и слова, через наш образ и творчество, — то обязательно в самой закоснелой от греха душе, в самом мрачном сердце, в замутненном уме найдет отклик чистое Божие послание. Надо только быть его проводниками.
Будем христианами, будем людьми, живущими в Духе Христовом, ходящими пред Богом! Тогда Господь поможет и нам войти в Его Царство, в Его вечную Вифлеемскую пещеру. И всем тем, кто еще далек от Него и блуждает разными земными дорогами, Он также поможет пойти вслед за Вифлеемской звездой.
С праздником, со святыми днями! Успехов во всяком добром деле! Мира в России, мира там, где вы трудитесь, мира в ваших сердцах!
Комментарии
"В рождественских богослужениях (2015) приняли участие только 2% россиян"
http://www.newsru.com/russia/07jan2015/prv.html
Цитата: "Стоит отметить, что 2,6 миллиона человек - это примерно 1,7% от всего населения России, численность которого, кстати, по словам президента Владимира Путина, по итогам 2014 года, с учетом Крыма и Севастополя, превысила 146 миллионов человек."
Да, и почему Рождественские богослужения проводились менее чем в одной трети храмов?
Люди не идут в церкви...
Нормальный человек в ЗАО "РПЦ" не пойдёт
В чём причина такого, как сейчас, аврального храмостроительства?
Всё дело в том, что есть Апостольское правило: "Служащий алтарю, от алтаря и питается"
Помимо того, что Церковь несёт свою службу на благо себе самой, в первую очередь она служит властям предержащим!
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение."
Обратили внимание? Службы проводились в 8,5 тысячах храмов, а их в России 36 тысяч
Искусственно создаётся видимость переполненности храов.
В РФ люди не идут в церкви, а церкви строятся в среднем по три штуки в день. Для кого?
Развитие какое-то у нас с ЕС разновекторное
"В крещенской проруби намерен искупаться каждый десятый россиянин" -
http://newsru.com/religy/16jan2015/epiphania.html
Много желающих ходить с этим евреем перед богом евреев?