Сага об «АвтоВАЗе». Мышеловка для премьера
Первая и вторая части
Это продолжение большого рассказа Анатолия Лейриха об «АвтоВАЗе» и госкорпоратизме: «Все ждали чуда, а начались чудеса!». Автор 18 лет сотрудничал с «АвтоВАЗом»: его компания поставляла комплектующие «нашему промышленному гиганту, флагману отечественного автопрома».
ГОСРУКОВОДСТВО - МИНИСТЕРСКИЙ ПОДХОД
Управление автозаводом «Рособоронэкспорту» было передано в конце декабря 2005-го.
Как и положено военным - взяли с места в карьер.
Глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин в прессе заявляет, что программа развития «АвтоВАЗа» будут поддержана правительством. Называется цифра господдержки - 5 миллиардов долларов.
Новый президент «АвтоВАЗа» Игорь Есиповский в феврале 2006 г. заявляет о плане запустить в производство в течение пяти лет 12 новых моделей автомобилей. На завод хлынул поток новых людей, сменивших вазовское руководство.
Очень скоро стало понятно, что это - дилетанты, многие из которых практически не имели не только опыта работы в автопроме, но и опыта управления промышленным предприятием, особенного такого масштаба, как «АвтоВАЗ». Отсутствие опыта компенсировалось безапелляционностью суждений. Они смело вмешивались в отстроенные процессы производства, снабжения, продаж, парализуя работу подразделений. Не имея ни малейшего понятия о деле, которое они возглавили, новые назначенцы выдавали бездарные и легковесные идеи о новой стратегии развития продукта и предприятия. Попытки вразумить их, попытаться научить чему-нибудь натыкались на неприятие и агрессию, возражающих и несогласных просто выставляли за ворота.
Чем-то это напоминало грозные послереволюционные годы, когда на место выгнанных «в Париж» хозяев пришли «честные и несгибаемые» комиссары, которые при решении производственных задач руководствовались лишь классовым чутьем. Результат известен: коллапс промышленности, разруха, мор, повсеместные восстания «недобитого кулачья» и, наконец, введение по настоянию В.И.Ленина Новой экономической политики (НЭПа). Реанимация экономики страны была поручена предпринимателям и специалистам.
Ничему из того, что провозглашало новое руководство, не суждено было сбыться. Их первым и последним достижением в вопросе развития продукта стал наспех сделанный из пенопласта летом 2006 г. полноразмерный макет гигантского кроссовера. Это «изделие» с нарисованными стеклами было на полном серьезе выставлено на московском «Моторшоу» как перспективная модель «АвтоВАЗа». Больше о нем не вспоминали.
По прошествии трех лет, когда потребуется предъявить хоть какие-нибудь результаты работы, они запишут на свой счет запуск в производство «Калины». То, что это неправда, в Тольятти знает каждый, знает это и каждый поставщик завода. «Калина» разрабатывалась с весны 1996 г., а торжественный запуск ее в производство состоялся 18 июля 2004 г. - за полтора года до прихода госсобственника.
Бюрократия никогда не спешит. Бюрократам бывает гораздо безопасней для сохранения собственных кресел как можно дольше обдумывать проблемы, чем принимать по ним торопливые решения. Это называется взвешенный подход. Они давно поняли, что чем предлагать что-то самим, лучше дождаться, когда жизнь подтолкнет руководство страны к необходимому решению, а им останется только его выполнять. Так работает бюрократия во всем мире. Так могут работать некоторые министерства. Но так не может работать завод.
Любая задержка в принятии управленческих решений на заводе чревата финансовыми потерями, остановкой производств, потерей рынков и прекращением бизнеса. Министерский подход в принятии решений на «АвтоВАЗе» - есть угроза его существованию. Но именно этот подход возобладал на автозаводе при новом руководстве. Его результатом стало также безудержное разрастание заводской бюрократии. Если в прошлом на заводе от рабочего до президента было пять уровней управления, то теперь их стало 12. О баснословных зарплатах на ВАЗе в месяц, в день, в час писали уже все. Не только зарплаты, но и содержание аппарата управления (авиачартеры, командировки, содержание представительств и т.п.) ложились непосильным бременем на себестоимость продукции, иссушая «священную корову» завода. Расходы на распухшую бюрократию, отнесенные на производственные затраты, перекосили заводскую экономику. Уже к 2008 году цена «Калины» стала обгонять цены на Hyundai Accent, Renault Logan, Skoda Felicia.
«Жигули» перестали быть доступным и дешевым автомобилем, теперь мало кто хотел их продавать.
Разлаженная система продаж уже не подпитывала завод авансами, а «свои», новые дилеры брали только на реализацию, в долг. К лету 2007 г. резко выросли остатки готовой продукции. К концу года они приблизились к 150 000 автомобилей. Ни административный ресурс, ни отправки «Жигулей» на Дальний Восток за государственный счет, ни раздача сотен тысяч автомобилей ветеранам войны за счет бюджета, ни поставки «Жигулей» в армию и силовые структуры не могли обеспечить продажи всех произведенных автомобилей.
2008 год стал худшим для поставщиков «АвтоВАЗа». Такого не было даже в 1998 г. Долг «АвтоВАЗа» поставщикам нарастал, останавливая одного за другим. Окрики и угрозы в адрес поставщиков не помогали. Был утрачен рабочий контакт автозавода с его смежниками. Часовые остановки конвейера к лету 2008 г. стали нормой. Коллапс должен был наступить не позднее осени 2008 г.
Стало ясно, что без поддержки государства не обойтись. Нужно было только ее как-то обосновать.
СПАСИТЕЛЬНЫЙ КРИЗИС
Спасение пришло из-за границы. Осенью 2008г. разразился мировой финансовый кризис, и вазовское руководство вздохнуло с облегчением. Вот кризис и будет во всем виноват!
Теперь все было делом техники. Пригласить Путина. Посадить его под камеры с одетыми в новые спецовки рабочими. Вот пусть Путин им теперь и рассказывает, какой это невиданный кризис глобальный сошел на землю Америки и докатился аж до Тольятти. А руководство завода рядом постоит, зачем мешать премьеру работать? Их дело теперь простое: социальным взрывом стращать, да деньги просить.
На самом деле, в условиях нормального руководства предприятием кризис должен был дать «АвтоВАЗу» конкурентные преимущества. Кризис должен был бы увеличить продажи в условиях снижения покупательной способности, будь цены на машины на нормальном, «вазовском» уровне. Но нормального руководства и, соответственно, «вазовских» цен не было. Управление предприятием было расстроено. Была утраченная поддержка естественных союзников завода: дилеров и поставщиков. Но главное, что и в этих условиях никто из руководства фактически доведенного до банкротства предприятия не хотел расставаться со своими космическими зарплатами. «Pay yourself first» («Первым плати себе») - это первое правило из незатейливой брошюрки «Как стать богатым» они усвоили давно, еще когда сидели в пыльных комнатенках госкомпаний и министерств, они так долго ждали этого часа и вот, он пришел! Что же, так взять и все бросить? Правда, почему-то быстро стал загибаться завод. Но, спасибо кризису! - теперь это не их забота. Можно еще посидеть, подзаработать немного, да и уйти от греха, когда совсем прижмет. И новой команде легче будет правительство банкротством пугать. Никто их не пристыдит, они же новые. И неважно, что такие же дилетанты, пока разберутся - уже других назначат. И концы в воду.
МЫШЕЛОВКА ДЛЯ ПРЕМЬЕРА
Самая последняя «новая команда», приступившая к работе в августе 2009 г., сразу сделала несколько заявлений, которые никогда не только в Тольятти, но и в Москве не слышали:
- «АвтоВАЗ» делает некачественные автомобили»;
- «АвтоВАЗ уволит 36 тысяч»;
- «Не исключается возможность введения на предприятии процедуры банкротства».
Чтобы предотвратить социальные последствия такого «базара», отвечать за него в Тольятти срочно прибыл первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он заявил во время пребывания на предприятии: «Называются различные огромные цифры по ожидаемым увольнениям. Могу сказать - это вранье», - и добавил, что «никто не позволит, чтобы такие решения принимались исключительно руководством предприятия».
Теперь всем на ВАЗе стало понятно, на кого надеяться, - и взоры обратились к В.В. Путину. Мышеловка для премьера захлопнулась.
Теперь ему уже не оставалось ничего иного, кроме как вступить в непосредственные переговоры с правительством Франции в отношении ускорения начала сотрудничества с Renault. Никаких других вариантов выхода их создавшегося положения не было, во всяком случае, так ему объясняли.
Вот только, как выяснилось во время визита премьера во Францию, это сотрудничество Renault и «АвтоВАЗ» понимали по-разному. Не знаю, была уж там немая сцена или нет, но произошло это потому, что за радостью долгого общения с «иностранцами» никто в руководстве «АвтоВАЗа» не задал себе простой вопрос:
ЗАЧЕМ RENAULT НУЖЕН АВТОВАЗ?
Комментарии
Так может стоит прекратить то, что не имеет окончания.
А они доходят?
Чиновники жить на одну зарплату уже отвыкли.
То вырастет качество продукции и снизится её стоимость, это ответ на вторую часть предложения.
Но чтобы к этому прийти нужно или зажравшихся чиновников поменять
или над каждым их них постового поставить, чтобы себе в карман не ложили.
Модели АВТОВАЗА устаревают ещё не доходя до конвеера, да и количество моделей минимально.
А про качество машин не хочу и говорить
Я считаю для неё это дорого, вряд ли будет большой спрос за такую цену.
Среди иномарок б/у более высокого класса за эти деньги очень большой выбор машин.
А расходы на эксплуатацию, тем более машинки с мощными моторами, транспортный налог "разорителен", а если введут ещё "экологический" то вообще труба. А фотографии новой Оки в интернете весьма симпатичны. Так что перспектива у ВАЗа есть, надо только не ленится. Машинка хороша в возрасте до 5-7 лет, а старше, если Вы не коллекционер и не реставратор надо менять.
Значит надо менять чиновников. Вот только кто это будет делать? В управлении России сидят точно такие же "управляющие", слабо представляющие структуру промышленного производства и характер производственных отношений. Для них лучшая характеристика - это личная преданность своего ставленника.
Ещё помню когда АВТОВАЗ толкал на рынок модель "Надежда", на на фото тоже вроде как ничего было, пока реально машину не увидал и не потрогал руками.
С мнением о больших расходах на эксплуатацию тоже с Вами не согласен.
Убедился на личном опыте, была как-то у меня одна единственная русская машина ВАЗ-2108, в ней я всегда что-то чинил, пробеги были средние, в год где-то 50-60 тыс.
По комфорту нравятся "французы" и тоже нареканий нет, хотя многие помешаны на "японцах" А "калинка" вроде ничего, не имел такой, но пробовал, отторжения не вызывает вполне приемлемо если цену на 10-15% снизить.
И если сменить нынешних и набрать других, то одно из двух: или придут такие же, или система просто работать не будет.
Почему не возмущаетесь?
Ведь Газпром это НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Я уже вспоминал данный пример, но еще раз напомню. За последние 2 года в АвтоВАЗ вложили столько же денег, сколько хватило бы на строительство около 20 заводов во Всеволжске "Форд", в базовом варианте (т.е. тот уровень когда он выпустил первую продукцию "Фокус", без наворотов, все "Мондео", "транзиты", коробки-автоматы и т.п.позже пошли). Получается, что вложив стоимость 20 заводов, не только ничего хорошего не получили, но и ухудшили ситуацию. Можетлучше вложить денег в 5 раз меньше, построить 3 завода и на стоимость 1 завода нанять нормальных руководителей за границей. Я думаю, чьо за такую зарплату они не только пойдут работать, но и билеты до Тольятти за свой счет купят.
имхо, ситуация с АвтоВАЗом (пишу все же с большой буквы), является четкой и очень яркой моделью того, что происходит в стране. И несомненно то, что в случае банкротства завода социального обострения в Тольятти не избежать. Премьер вляпался с ситуацией на АвтоВАЗе по самые помидоры, но почему то до сих пор не сделал выводы и не призвал некоторых лиц к ответу. А следовало бы. Может поэтому французы и не хотят участвовать в реанимации АвтоВАЗа - понимают, что "попадалово" в этой трясине всеобщей безнаказанности им обеспечено. Понимают, что в случае провала не с кого будет спросить с российской стороны.
По прежнему обидно за державу.
все, что надо автозаводу. Руководили заводом В.Н.Поляков (директор) и Е.А.Башинджагян (тех. директор). Оперативки Поляков проводил коротко, жестко и конкретно.Трепа терпеть не мог - не готов садись, запишите в протокол. Башинджагян
сидел в неотапливаемом главном корпусе в загоне, отгороженном брезентом, решал вопросы. Каданников вышел из зам. нач. цеха..Правда потом его развратил Березовский, но он знал производство. ВАЗ давал до 5% ВВП. Но то было другое время. В СССР было два типа семьи: а) авто нет б) авто есть (не важно какое). И думали, что так будет всегда, денег в развитие не вкладывали. Время было упущено. На ВАЗе до сих пор работают линии (сцепление, тормозные диски коленвал и пр.) конца 60-х годов. На вырученные от проекта ВАЗа ФИАТ построил SEAT. И где ВАЗ и где SEAT? А назначенцы-временщики с дипломами MBA понятия не имеют о производстве. Боюсь время упущено окончательно
производственник - тогда будет и экономический результат. Возьмите фирму Порше, которая сохраняет традиции и во главе ее всегда стоят автомобилисты и не дают влезть маркетологам. Скоро Фольксваген к рукам приберет. И кризис ей нипочем.
А это-ж надо довести производство до того, что каждый выпущенный Жигуль дает 1000$ убытка.
Таких МИНЕТЖЕРОВ к стенке надо ставить за экономическую диверсию в государственном масштабе.
А где сейчас Алешин - небось авиацию поднимает, или еще какую отрасль?
Совсем бросить завод, чтобы зарос травой - это конечно убийство, нет, не города конечно, а этих производственных площадей и прочее. Завод - это всего лишь 1/10 Тольятти.
Но есть в принципе решение - выставить завод на торги. Возможно найдётся Автогигант из-за рубежа, кто на себя возьмёт полномочия из завода построить иное производство.
Может этот покупатель появится и в России, но государство уже давно потеряло АВТОВАЗ как промышленное производство, когда в 2006 году в руководство завода пришли москвичи. В Москве они были ни кем, здесь хотя бы хозяевами большого Автопрома. И вот что с этим стало.
Тольятти и без завода выживет если влить деньги не в завод, а в Тольятти. а завод АВТОВАЗ уже давно агонирует.
Вполне возможно предложить на продажу автоконцернам по производству АВТОДОМОВ, трейлеров и прочее. Думаю, что в России будет на них спрос в 21 веке. Не из-за границы же их привозить. А ЛАДУ давно надо реализовывать по 1/3 цене от её сегодняшней стоимости.
И это не из-за того, что иномарки заполонили Россию, в том числе Тольятти.
Второе. Если и продадут с торгов, то постараются на покупателя навесить все свои проблемы, которые копились десятилетиями. А дальше - или "... а пошли вы на фиг...", или эти проблемы на бездарном руководстве города так и останутся. Вам от этого легче?
Третье. Если АвтоВАЗ и купит кто то крепенький, то уж не для того чтобы заниматься меценатством, а для получения прибыли. И как было сказано одним фермером в фильме "За спичками" "... и затрещат твои косточки..." Там ведь будут выжимать из рабочего класса всё, особой то механизации нет и прибыль может быть только за счёт безжалостной эксплуатации. И вот тут уже никто ничего сделать не сможет: если потребовать "пардону", он просто бросит всё и продаст завод следующему.
А вот на что перепрофилировать Тольятти, причём не на очередной гигант, а на ряд относительно небольших, но эффективных предприятий, над этим стоит подумать. Я бы уже конкурс на это объявил по России.
Качество их машин лучше, производство небольшое. Все считают что производство Лады делает только АВТОВАЗ, а это не так. А СуперАвто теряется за тенью АВТОВАЗА.
Оценить машины СуперАвто можно будет на выставке в Москве весной.
А Автоваз не нужен в том контексте, в каком он себя сейчас представляет.
Сразу после прогонки многомиллиардных сумм через АВТОВАЗ , завод все же остановил конвейер. А Б.Алешин ,курирующий предприятие оперативно переведен на должность главы очередной госкорпорации. К чему бы это?У меня нет комментариев.
Поэтому и мольбы и взывания с разных уровней власти о необходимости модернизации страны. Информированные люди понимают ,что российскую экономику неминуемо ждет судьба АВТОВАЗа. Ситуация критическая. Путинская чиновничья "вертикаль" и десяток "лояльных" олигархов работают на собственное обогащение,высасывая последние соки из страны.
С кем останется тонущая путинская Россия через несколько лет? Кто будет создавать и развививать экономику будущего?
Классический вопрос : что делать?