Непредсказуемость России названа одной из главных угроз

На модерации Отложенный

Россия станет для Запада еще опаснее, а падение цен на нефть поможет американским потребителям, — такой прогноз на наступивший экономический год составил журнал Time после беседы с экономистами. Рынки ожидает неспокойный год: им также стоит опасаться замедления роста в Китае, дефляции в Европе и беспорядков на Ближнем Востоке.

По итогам встречи с экономистами Ианом Бреммером и Нуриэлем Рубини журнал Time составил список самых значимых геополитических и экономических событий, которые ожидают мир в наступившем году.

Россия как источник политической угрозы, по мнению Бреммера, недооценивается. По мере падения цен на нефть Путин будет становиться все опаснее и непредсказуемее. Тема того, как обращаться с Россией и Путиным, вносит все больший раскол между ЕС и США.

Вообще США, отмечает Рубини, будут «ярким пятном на мировой экономической карте», поскольку их рост будет быстрее, чем в развивающихся странах. При этом существует ощущение, что США оставляют мир без своей политической поддержки, и особенно ярким свидетельством этого было отсутствие Барака Обамы на антитеррористическом марше в Париже. Бреммер, однако, считает, что США применяют ряд инструментов, которые позволяют им легче действовать в одиночку, — от беспилотников до заморозки активов «проблематичных стран (вспомним Иран)». Последнюю тактику Бреммер называет «использованием финансов как оружия».

Оба экономиста полагают, что Саудовская Аравия вынуждает цены на нефть падать по экономическим соображениям, а не из-за желания ударить по Ирану и России.

Как только с рынка уйдут конкуренты в лице США и производителей сланцевой нефти, саудовцы начнут закачивать на «расчищенный» рынок больше нефти. Для сланцевых производителей в США это будет плохо в краткосрочной перспективе, но зато потребители будут в выигрыше от более низких цен, обобщает Time.

Китайский экономический рост, бесспорно, замедляется, а президент Си Цзиньпин сосредотачивает власть в своих руках. Означает ли это, что Пекин готовится к рыночным реформам, невиданным со времен Дэн Сяопина, или что страна возвращается к «страшной эпохе Мао»? Иан Бреммер надеется, что Китай сумеет достичь среднего уровня подушевого дохода и сохранить при этом социальную стабильность, но Рубини напоминает, что китайская экономическая модель все еще основана на дешевой рабочей силе и дешевых капиталах. Оба сходятся в том, что нынешний год станет для Китая поворотным.

В целом в мире старые союзы распадаются, а на их месте возникают новые. Религиозные конфликты на Ближнем Востоке и в Африке «станут хуже, прежде чем улучшиться», а Европа входит в «пугающую дефляционную мертвую петлю», которая придает сил праворадикальным силам. Плюс «замедление» Китая и падение цен на нефть – так что рынкам в этом году стоит «пристегнуть ремни», считает Time.