Литвинство и Белая Русь
Так называемое литвинство в современной Белоруссии – это один из идеологических продуктов, предназначенных для расчленения русского (восточнославянского) мира. Сегодня уже немало тех, кто отождествляют себя с потомками «древних литвинов», отличая их от литовцев и представляя белорусский народ прямым наследником «литвинского этноса». Белорусские ученые справедливо отмечают, что это явление может стать серьёзной проблемой для белорусов – почти десять миллионов человек рискуют заблудиться в трёх соснах в центре Европы .
Литвинство как белорусский аналог украинской бандеровщины претендует на древность происхождения и, будучи этнической химерой, работает на углубление духовного, культурно-исторического, территориального раскола жителей Белоруссии, России и Украины.
Сегодня литвинство востребовано, его отзвуки можно обнаружить в самых разных местах. Например, в выступлении Александра Лукашенко, заявившего 17 октября 2014 года на пресс-конференции для российских СМИ: «Я не допускаю, чтобы Беларусь стала очередным государством, у которого Россия по каким-то причинам заберет часть территорий или всю Беларусь… Когда мы, президенты, об этом говорим в узком кругу, я говорю: мол, Владимир Владимирович, вы не переживайте, у нас нет напряжения в этой части. Это вы должны напрягаться, потому что часть псковских, смоленских и брянских земель когда-то принадлежала Беларуси» [6].
В перспективе литвинство подразумевает приход к власти «националистически настроенной элиты, противопоставляющей себя соседним этносам, особенно близким». Подразумевается также «вхождение «на равных» в великую демократическую европейскую семью». «Литвинизм» пока не сложился в какую-то серьёзную идеологию, но мало кто рискнёт обойти или игнорировать столь перспективный проект, начиная от радикалов и до «партии власти»… Наблюдается тенденция к… давлению на белорусов с требованием определиться с литвинским мироощущением» .
Так было некоторое время назад. Однако время идёт, и литвинство уже перестало быть причудой националистически настроенных маргиналов из среды прозападной белорусской оппозиции. О своём «литвинстве» сегодня может открыто заявить высокопоставленный белорусский чиновник. Например, руководитель белорусской Гостелерадиокомпании (ГТРК РБ) Геннадий Давыдько, который до того, как возглавить пропаганду на Гостелерадио Белоруссии, был актёром провинциальных театров, играя, в частности, русского в пьесе классика белорусской литературы, известного под псевдонимом Янка Купала.
В годы горбачёвской «перестройки» пьеса Янки Купалы «Тутэйшыя» («Местные») оказалась востребованной русофобами, она стала элементом воспитания белорусских школьников в духе радикального национализма. Позднее, в 2012 году, вспоминая о своём сценическом прошлом, Геннадий Давыдько заметил: «Роль русского ученого в пьесе Янки Купалы «Тутэйшыя», который утверждает, что нет никакой Белоруссии, а есть лишь северо-западная окраина Российской империи, я играл в гротесковых тонах, по-злому играл. А как по-другому? Вообще, считаю, что эта пьеса актуальна и по сей день. Это вечная тема для нас, белорусов (я больше предпочитаю слово лiцьвiны). На нашей территории постоянно идёт война Запада и Востока, экономическая, политическая, духовная... Война чужих интересов. Это надо понимать» .
Попутно заметим, что Давыдько пропагандирует наряду с литвинизмом легализацию проституции и лёгких наркотиков, причём заниматься этим он начал еще в бытность депутатом белорусского парламента, то есть до того, как его назначили на ответственную должность в аппарате государственной пропаганды.
Белорусские идеологи литвинизма предлагают считать литвинами этнических белорусов, хотя в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском (ВКЛ) словом «литвины» обозначался не этнос, а подданство. Специалисты считают, что слово «литвины» в ВКЛ стало со временем, по мере разрастания маленького княжества в большое государство, выражать не национально-культурную, а политическую идентичность, которой оставалось существовать ровно столько, сколько и самому государству, де-факто изчезновшему в XVIII веке, а де-юре еще раньше. В средневековых иностранных исторических документах понятия «литвин» и «литовец» не разделялись. Литвинами (литовцами) назывались также представители балтских племён, в отличие от русинов (русских).
Население средневековой Литвы состояло из литовцев и русских (сейчас их относят к белорусам, но на самом деле белорусы появились намного позже). Местные наблюдатели и соседи, говорившие на славянских языках, разделяли литвинов (балтов) и русских внутри ВКЛ, но если дело касалось межгосударственных отношений, все жители княжества становились литвинами.
То есть литвин – это не этноним, это так называемый политоним, или обозначение подданного. Здесь можно провести аналогию с СССР, где понятие «советский» также означало политическую, а не национально-культурную принадежность, поэтому оно и исчезло вместе с распадом государства.
Литвин как этническое обозначение использовалось только по отношению к балтским племенам. Название литвин по отношению к жителям Великого княжества Литовского – это аналог названию московит по отношению к жителям Великого княжества Московского. И те и другие в массе были русскими, но когда дело доходило до княжеских междоусобиц, они разграничивались по названию княжеств. Были же помимо русских московитов русские тверичи, рязанцы, суздальцы и многие другие.
Термин «литвин» в качестве этнонима впервые фиксируется в порубежной Чёрной Руси. Он «встречается рядом с этнонимом «русин» как обозначение не совпадающей с ним группы населения. Впоследствии, по мере нарастания противоречий между верхами Великого княжества и коронных польских земель, термин «литвин» все чаще начинает употребляться как политоним для обозначения всех жителей ВКЛ.
Например, после разделов Речи Посполитой польские землячества в российских университетах традиционно подразделялись на «литвинов» и «короняжей». Такое деление происходило не по этническому, а по историко-географическому признаку: уроженцы бывшего Литовского княжества, то есть Литвы и Беларуси, и уроженцы польских коронных земель, то есть собственно Польши и Украины. Тем не менее жители ряда селений Чёрной Руси, будучи белорусскоязычными католиками, в отличие от большинства населения, относящего себя к полякам, продолжали считать себя именно «литвинами». Так же определяла себя и часть местной шляхты. Эти разные значения термина «литвин» надо чётко различать.
Одно дело - «литвин» как политоним, как обозначение всех жителей Великого княжества независимо от их этнической и религиозной принадлежности, другое дело - «литвин» как этноним, как обозначение особой этнической группы в составе населения ВКЛ. В этом отношении уже в XX веке характерна судьба известной семьи Ивановских - трех родных братьев. Старший брат Ежи стал польским националистом, близким к Ю. Пилсудскому, второй брат Вацлав - белорусским националистом, впоследствии коллаборационистом (уничтожен подпольщиками в оккупированном немецкими фашистами Минске), а младший брат Тадеуш - литовским националистом. Он называл себя Тадасом Иванаускасом и уже взрослым человеком выучил литовский язык, стал литовским академиком. Группы подобного рода «литвинов» и выступили носителями «нового-старого» этнического самосознания, не совпадающего ни с польским, ни с русским, ни с собственно литовским. Их предтеч от единоверцев-поляков отличали язык, культурное своеобразие и связь с виленским центром и его администрацией, которую они обслуживали. От единоязычных «русинов» их отделяла католическая религия.
Белорусские историки отмечают, что промежуточное положение «литвинов» порождало у них ощущение этнической ущемлённости вкупе с притязаниями на главенствующее положение в Великом княжестве. Эти притязания не признавались как большинством русинов, считавших их религиозными ренегатами, так и поляками и ополяченным большинством белорусской и литовской шляхты. «Литвинов» почитали за «нечистую», «кресовую» разновидность польской католической общности.
В какой-то точке религиозное размежевание и размежевание этническое нерасторжимо сливались, образуя грань цивилизаций. Уже в самих истоках отдельного «литвинского» этнического самосознания присутствовал элемент сектантства, сословной ограниченности, закомплексованности. Неумолимо растворяясь в польской среде, эти люди очень болезненно воспринимали уход с исторической арены Великого княжества Литовского и превращение его в польскую провинцию. Болезненность самосознания не давала им раствориться окончательно: всегда оставался некий нерастворимый остаток, поддерживавший существование «литвинского» этнического меньшинства. К концу XIX века в этой среде возникнет белорусский национал-сепаратизм, который будет нести в себе те же родовые черты .
Все это очень существенно для понимания такого явления, как литвинство. Нельзя позволять невеждам противопоставлять белорусов балтам, стоявшим у истоков властвующей элиты ВКЛ, а также размежёвывать их с великороссами и малороссами, «недостойными» быть ближайшей этнической родней новоявленных «литвинов» и прочих «тутэйшых» пропагандистов, вносящих в белорусское общество идеологическую агрессию.
Комментарии
Александр Каминский: «Угро-финны стояли у истоков российской государственности»
29-10-2010 04:20 Великая Эпоха (The Epoch Times) (рАссейскАй сайт)
www.epochtimes.ru/content/view/41785/54/
Было интересно узнать, к примеру, что такое название, как Москва имеет угро-финские корни.
А.К.: Археологические раскопки городищ и селищ дьяковской культуры раннежелезного века, что проходили на территории Москвы, показывают, что в бассейне Москвы-реки жили племена, говорившие на языке финно-угорской языковой семьи.
Слово «Москва» легко делится на два компонента: моск-ва, подобно названиям северноуральских рек - Лысь-ва, Сось-ва, Сыл-ва, Куш-ва . Элемент -ва легко объясняется во многих финно-угорских языках (например, в мерянском, марийском, коми) как «вода», «река» или «мокрый». А вот корень моск- объясняют по-разному: или как "болотистое место", или как "медвежье".
А вот один из старейших русских городов – Псков - стоит на река Пско-ва, а его название происходит от слова pisk...
Москву основал даже не Юрий Долгорукий в 1147 году.
Это миф имперского агитпропа, не подтвержденный историческими фактами. Москва как поселение была основана в 1272 году по приказу хана.
В этом году состоялась третья перепись населения Золотой Орды. При первой переписи (1237–1238 года) и второй (1254–1259 года) поселение Москва не упоминается, значит, его не существовало
«Московия же как княжество возникло в 1277 году по приказу монгольского хана Менгу-Тимура и было обычным улусом Золотой Орды. Да и московские митрополиты получали именно от ханов ярлыки на кафедру и привилегии. Московия является прямой наследницей Золотой Орды — державы Чингизидов. «Крестными» московской государственности была не Русь и не славяне, а монголы.
Илья Стогоff: Тьма, холод и свинцовые реки Финно-угорской Руси
http://merjamaa.ru/news/ilja_stogoff_tma_kholod_i_svincovye_reki_finno_ugorskoj_rusi/2013-10-15-815 (российскай сайт)
Между Москвой и Киевом чуть ли не восемьсот километров. Даже сегодня это сорок часов езды. А во времена Ярослава Мудрого это были восемьсот километров непролазных болотных топей плюс два самых дремучих леса на континенте: Брянский и Оковский. Здесь, далеко в стороне от славянских мест, лежал громадный край, размером с Францию. Киевляне назвали его «Залесье», а новгородцы — «Низовская земля». И те и другие имели в виду, что это «не наша», «чужая» земля.
Залесье было для них чужой страной. Бесконечной и опасной. Но при этом — очень богатой. Здесь были драгоценные меха и выход к Волге — главной торговой трассе того времени. А вот никаких славян в тогдашней России еще не было. Земли были населены финскими племенами, родственниками современных марийцев или мордвы.
Странно звучит, но вообще-то по-русски в России говорить стали не так давно. К...
http://merjamaa.ru/news/merja_uchastvovala/2013-01-12-697 (рассейскай сайт)
....включение северо-восточных (ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление. (Леонтьев А.Е. На берегах озер Неро и Плещеево // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 163) …
В переводе на обычный язык:
п.1: Меря участвовала в формировании Древнерусского государства (IX - первая пол. X вв.) вообще без всякого присутствия славян.
п.2: Для более позднего периода - нет оснований для выделения "славянских" и "мерянских" памятников, население не отделяется по археологическим критериям.
п.3: Затем возникает "славяно-мерянская" культура, в которой, почему-то, малозаметны славянские элементы, зато много интернациональных вещей из балтийского региона. и, ...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
По вашему разумению правильно , чтоб называлось =минскорус= ...)))))))) и чего не придумает народ ...может тогда и китайцы неправильные со всем миром типа- шанхаекитаец= , =пекинокитаец= ...))))))))
Русы,Росы , русские , =украинцы= , =белоруссы= это один народ и да же больше - славяне Европы это одна национально- культурно-историческая общность разобщенная церковью ...
Комментарий удален модератором
г.Владимир =Первые люди стали появляться на территории, которую занимает современный город, около 30—25 тыс. лет до н. э. (см. Сунгирская стоянка). В третьем[источник не указан 136 дней] тысячелетии до н. э. здесь появляются волго-финские племена. В VI—VII веках н. э. эту территорию осваивает волго-финское племя меря.
В IX—X веках сюда стали проникать славяне, сначала ильменские словене[источник не указан 136 дней], а затем другие племена. Хотя эта версия до сих пор не подтверждена какими-либо доказательствами. В VIII—X веках на холме, где позже был построен Успенский собор, существовал мерянский посёлок.= (Википедия)
За сотни тысяч лет цивилизации расцветали и угасали , на их место приходили другие и так до бесконечности - славяне как и другие народы расширяясь вливали в себя всех соседей ...так что не важно кто там какое стойбище застолбил , главное что города эти отстроили вместе славяне и дружественные народы ...
Даки (румыны), были когда-то провинцией Рима и сейчас пользуются названием производным от слова Рим (Romа). Дословно Румыния - Римия. Но Антонески от этого не станут генетически и исторически Антониями.
Так и Россия (Московия) созвучна Руси. Но! Не как не «Русь», так "Русишка". Попытка по воровски, незаконно присвоить наследие и историю великой Руси. Но это поддельная, фальшивая попытка.
Итальянцы, генетические наследники римлян, но сейчас не используют общее название "римляне".
Сейчас именно румыни називають себя "римляндцы".
А прилагательное "русские" присвоили себе москали.
Потомок Руси - Украина и Белорусь, через Великое княжество Литовське, Руське и Жемайтське.
… Русь и Россия. Это так же родственно, как канал и канализация.
В свое время произошло смешение племен (славянские кривичи, вятичи, финно-угорские весь, меря - это у нас, в других регионах немного другие), при этом и создалась общность - русский народ. Основа - славянские племена, которые ассимилировали (а не уничтожали) другие племена.
Живу на Великом водоразделе (Тверская область). По образованию историк, специализация археолог.
Могу напомнить еще наш древний город - Торопец.
Комментарий удален модератором
А мы от Рода Русскаго ! Карл,Велимудр Анфал ,Фьёдр ..., клянёмся Перуном и Велесом ...