Болгария. Раскраска памятника

На модерации Отложенный

В течение многих лет старый памятник в честь Советской армии являлся яблоком раздора в болгарской столице. Затем в дело вмешалась группа супергероев.

Супермен напал на Софию утром 18 июня 2011 года. Штурмовая группа супергероев шокировала представителей старшего поколения города, которые готовились отметить день памяти Великой отечественной войны: они собирались через четыре дня маршировать у памятника Советской армии в центре болгарской столицы, и таким образом отметить 70-ю годовщину нападения Германии на Советский Союз. Но теперь это были не не красноармейцы, которые шли в бой, а супермен и Санта Клаус. Скульптуры памятника за ночь были разрисованы краской. Представители старой гвардии были вне себя.

Это была суббота, и быстро вокруг памятники собрались прохожие. Им нравилось разгадывать новую символику. Клоун размахивал знаменем со звездами: Рональд Макдональд, талисман сети быстрого питания. А еще в бой рвалось зеленое создание, которое еще улыбалось дьявольской улыбкой: джокер, заклятый враг Бэтмена. Под ним надпись — B Kpak C Bpemeto (Идти в ногу со временем). Когда прибыли полицейские, они увидели настоящий спектакль. Люди толпились около статуй, чтобы сделать автопортреты на их фоне — в одном месте собравшиеся обнимали супергероиню Росомаху, а в другом целовали Чудо-женщину. Первых обвинений в вандализме не пришлось долго ждать. Но у полицейских возникла дилемма. Речь, действительно, шла об осквернении. Но об осквернении чего именно?

Памятник солдатам Красной Армии находится в парке: это почти сорокаметровая колонна, расположенная в конце вымощенной камнями аллеи, предназначенной для проведения шествий. На верху колонны красноармеец поднимает свое оружие над головами крестьянки и рабочего, а внизу у цоколя три барельефа рассказывают об истории красной Армии. Это необычайно помпезная попытка воплотить историю в камне.

Памятник в болгарской столице напоминает о 9-м сентября 1944 года, когда Красная Армия освободила Болгарию. Или оккупировала — все зависит от точки зрения. Болгария во время Второй мировой войны долго пыталась оставаться нейтральной. Когда под давлением государств «оси» она в нее вступила, София объявила войну только Соединенным Штатам и Великобритании, но не Советскому Союзу. Летом 1944 года Болгария порвала свои связи с бывшими союзниками, и в течение некоторого счастливого времени казалось, что будущее страны будет свободным. Но затем коммунистический союз устроил путч, Красная Армия вошла на территорию страны и Болгария стала народной республикой. Сопротивление продолжалось долго; партизаны, горяне, боролись до середины 1950-х годов. В Софии в 1954 году был заложен огромный памятник — воплощенный в камне финальный аккорд. С тех пор для обеих сторон он стал символом. Символом освобождения. Символом порабощения. В 1993 году городской совет принял решение о его сносе. Но ничего не произошло. Никто не выполнил принятое решение. Символ оказался слишком мощным.

Затем появился супермен, и создалось впечатление, что София как раз его и ждала. Дети стали карабкаться на плечи Капитана Америка, а взрослые, вытянув вперед кулак, принимали позу летящего супермена.

Поскольку Дед Мороз был похож на рекламу кока-колы, некоторые подумали о партизанском маркетинге. Другие возмущались и рассуждали так: если советский памятник разрисовывают героями комиксов, то тогда нужно добавить и советские фигуры, такие как Крокодил Гена и Чебурашка. Большинство людей были поражены тем, что тот памятник, который вызывал так много споров, вдруг стал смешить людей. Не стоит ли оставить все, как есть? Устроить вокруг галерею из граффити? В течение некоторого счастливого периода времени будущее этого памятника было свободным.

В суматохе дней никто не обратил внимания на небольшую группу художников, которые фотографировали памятник. 18 июня 2011 года был последним днем проводившейся в Софии недели дизайна — Sofia Design Week, — фестиваля искусств, который в тот год проходил под лозунгом Design is all around, то есть «Дизайн повсюду вокруг нас». Никто из художников не признался в том, что это его работа. Российское посольство выразило протест. Государственная прокуратура стала проводить расследование по поводу грубого нарушения общественного порядка — наказание предусмотрено до двух лет лишения свободы. Союз ветеранов и 17 других организаций, руководимые представителями старшего поколения, осудили эти действия и назвали их оскорблением борьбы против фашистской чумы. Под покровом тумана и ночи добровольцы болгарско-русского форума очистили скульптуры накануне памятного дня и потребовали, чтобы государство не допускало подобных актов святотатства. Уже стало не до смеха. На какое-то время.

10 февраля 2012 года нескольким неизвестным удалось остаться незамеченными для камер видеонаблюдения, и после этого на лицах советских солдат появились маски хакерской организации «Анонимус». 17 августа 2012 года на головы статуй были надеты вязаные штурмовые балаклавы — символ активистов группы Pussy Riot, которые в тот день были осуждены за хулиганские действия. 1 февраля 2013 года памятник предстал в цветах болгарского национального флага — белый, красный, зеленый: это был день памяти жертв коммунистического режима. 21 августа Красная Армия была изображена в розовом цвете, в этот день была повержена Пражская весна. 23 февраля 2014 года — в День защитника отечества — тот солдат, который раньше был суперменом, уже размахивал флагом Украины, 2 марта памятник потребовал вывода российских войск из Крыма, а 5 марта статуи окрасились в цвета Польши и Украины, и внизу появилась надпись — Катынь. Российское Министерство иностранных дел направляло одну за одной ноты протеста в Софию, но памятник раскрашивался так часто, что новостью можно было считать только те случаи, когда полицейские задерживали кого-нибудь на месте преступления — как это произошло с женщиной-политиком из Реформаторского блока, которая как раз в тот момент с помощью распылителя краски выводила на памятнике слово «оккупант».

Те художники, которые нарисовали суперменов, дали о себе знать лишь анонимно — в одном фильме и в одном интервью. Они избегали любой интерпретации своего произведения. По их словам, они хотели лишь спровоцировать людей и заставить их думать по-новому.