Владимир Милов: мы живем в режиме фэнтези

На модерации Отложенный

Россия теряет ориентиры из-за пропаганды

Основной метод пропаганды – подчеркивать выгодные события, и этим активно пользуются западные СМИ. В России же создается целая параллельная реальность, из-за которой страна теряет ориентиры. Такое мнение для NDNews высказал лидер партии «Демократический выбор» Владимир Милов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»


Основной идейный импульс, основные пропагандистские установки исходят из Кремля. Однако пропаганда есть у разных политических сторон, и каждый пытается выставить свои достоинства вперед и отретушировать недостатки.

Если посмотрим, как западные СМИ освещают разные события, то увидим, что дополнительно подсвечиваются выгодные для одной из сторон акценты, а спорные или не очень выгодные – уходят в тень. Но реальность все равно видна – и дальше это уже вопрос, кому интересно глубже разбираться в той или иной проблеме.

Особенность нашей пропаганды в том, что она конструирует совершенно параллельную, несуществующую фэнтези-реальность. Если говорить об украинских событиях, то очевидно, что все основные постулаты, на которых основана наша картина мира, подаваемая по телевидению (то, что там якобы был государственный переворот, что к власти пришли какие-то бандеровцы), – все это не соответствует действительности.

Изначальное придумывание фактов принимает совершенно гротескные формы – например, история с распятым мальчиком, за которую они уже официальны вынуждены были по телевидению объясняться. Или история про наличие или отсутствие российских военнослужащих на Украине – в итоге официально наш президент был пойман на том, что в течение года говорил противоположные вещи.

Особенность российской пропаганды в том, что она конструирует параллельную реальность для тех, кто смотрит телевизор – это имеет мало отношения к действительности. Это отражает базовые политические установки, которые исходят из Кремля – далее все медийщики проявляют свои таланты, как это додумать, доходят до идиотских ситуаций, как с распятым мальчиком.

Я думаю, в данном случае, прежде всего, стоит говорить о телевидении и крупных газетах, которые подконтрольны государству и имеют большие тиражи.

Для большинства населения они являются основным источником информации. В то же время люди, которые являются постоянными зрителями телевидения и читателями официальных мейнстримовых газет, не склонны искать информацию из альтернативных источников. Даже если они и пользуются Интернетом, то в основном в развлекательных целях («Одноклассники» и пр.). Но у них нет спроса на альтернативную информацию. Влияние телевидения огромно, потому что у значительной части населения просто нет других источников. Интернет, к сожалению, пока не стал сопоставимым по масштабам информационным каналом.

Западная пропаганда не ставит целью полностью поменять реальность. Конечно, бывает, она отображает события в том свете, в котором ей выгодно. Я часто привожу как пример случай из начала войны с Грузией в 2008 году. Было довольно очевидно, что многие западные медиа в течение дня, когда грузинские военнослужащие вели на территории Южной Осетии бои с местными силами, промолчали по этому поводу. Первые заголовки появились, когда российские танки туда въехали. С их появлением сразу начали говорить, что Россия туда вторглась. Это не то, что конструирование другой реальности, но подача событий в более выгодном свете.

Отличие в том, что на Западе огромное количество конкурирующих источников информации, поэтому вы не можете постоянно обманывать людей. Обязательно найдется тот, кто расскажет, как на самом деле было. Из-за этого многие истории, которые западные правительства выставляли в неприглядном свете, всплывали наружу (например, фальсификация доклада с оружием массового поражения в Ираке или обращение с военнопленными в Ираке).

Наверняка было желание скрыть эти пропагандистские вещи, но западная система СМИ устроена так, что если происходит резонансное событие и есть важная информация, она всегда пробьется наружу, поэтому идет игра тонов и красок, акцентов в освещении. Но там никто не пытается конструировать параллельную реальность. У нас наоборот – мы работаем в режиме фэнтези. В этом смысле наша пропаганда ушла, конечно, намного дальше, и это ненормальная ситуация, потому что она ведет страну в неверном направлении. Россия теряет ориентиры, куда правильно двигаться и как правильно действовать.