Украина. Предновогодние итоги

На модерации Отложенный

Год назад желто-голубой флажок в паспорте не вызывал у меня особого отвращения. И хотя уже тогда теплых чувств к этой стране я не питал, даже в мыслях не мог допустить, что украинская армия будет обстреливать украинские же города из тяжелой артиллерии и систем залпового огня. Что в Украине настоящие фашисты будут заживо сжигать и забивать до смерти мирных граждан. Что ООН и ОБСЕ будут закрывать глаза на преступления против человечества, творимые под лозунгами евроинтеграции. Что люди, которых я считал своими друзьями и приятелями, с кровожадным безумием в глазах будут одобрять бойню на Донбассе, зубоскалить по поводу «первоймайского шашлыка из колорадов» в Одессе.

Единственное, что примиряет меня с уходящим годом – осознание, что украинцы уже начали платить за свои преступления и грехи. За невинную кровь, покрывшую их руки. За страдания и смерти детей, стариков, женщин и мужчин. Я не злорадствую, не радуюсь чужим бедам и невзгодам. Просто мне немного легче жить, понимая, что дураки и негодяи, все-таки, получают по заслугам.

Накануне новогодних праздников международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) понизило суверенный рейтинг Украины до «CCC-». Ниже в этом рейтинге находится только Аргентина. Фактически, S&P заявило, что дефолт в стране неизбежен. Это подтвердил и МВФ, заявив, что в ближайшие недели Украине нужно предоставить помощь в размере 15 миллиардов долларов. Иначе она рухнет в финансовую пропасть.

По данным S&P, в 2014 году ВВП Украины снизился на 7% (в 2013 он вырос на 1,5%). Инфляция составила 23%. Госдолг вырос до 64% ВВП. Насколько эти цифры правдивы? Не знаю. Мне кажется, что в реальности дела обстоят гораздо хуже. Смотреть нужно не на сухие проценты и обезличенные показатели, а на стоимость жизни и доступные блага. 

Для меня средний чек в киевском супермаркете вырос за год с 300 до 550 грн. При этом из него пришлось исключить деликатесы, которые в 2013 году забирали 20-30% стоимости всей покупки. Свежие мясо, овощи и фрукты я покупаю на рынке. Там цены выросли на 70-120%. Бензин подорожал на 9 грн. за литр. Поменять масло в автомобиле в 2013 стоило 600 грн., сегодня – 1300 грн. Про оригинальные запчасти пришлось забыть – они подорожали в 3-4 раза.

Одежду и обувь я привык покупать за границей по интернету. Выходило и дешевле, и качественнее, и ассортимент в десятки раз превосходил выбор в украинских магазинах. Сегодня зарубежные интернет-покупки стали почти недоступны. За все нужно платить в долларах или евро. А валюта не только подорожала в 2 раза, так ее еще и купить нереально.

Но, при всем при этом, я не считаю себя особо пострадавшим. За предыдущие годы я свел свою зависимость от украинского государства и общества к минимуму. Сделал запас продуктов на черный день. И сейчас, целенаправленно и спокойно, готовлюсь эмигрировать. Гораздо хуже приходится рядовым украинским обывателям.

Рухнувшая гривна в 2 раза уменьшила их зарплаты и пенсии. При этом базовая продуктовая корзина подорожала минимум на 50%. Коммунальные тарифы выросли на 20-40%. И продолжат расти. Премьер-министр Яценюк вообще пообещал украинцам рыночную цену на газ для населения. Как ее платить при средней зарплате в 200 евро – непонятно. 

Цены на импортные лекарства выросли в 2-3 раза. Власть остановила государственные программы помощи социально незащищенным слоям населения. Фактически свернула программы бесплатной помощи гипертоникам, людям с почечной недостаточностью, больным туберкулезом и т.д.

Бюджетников, особенно учителей и врачей, лишили надбавок и премий, превратив, по сути, в рабов. Работникам коммунальных предприятий перестали выплачивать зарплату и начали грозить увольнениями за попытки отстоять свои права. Многие заводы и фабрики перешли на четырех-, трех- и даже двухдневные рабочие недели. Начались массовые сокращения штатов, урезание и без того «похудевших» зарплат.

Страна оказалась на грани энергетического коллапса. Проблему с углем так и не решили. На многих ТЭС он уже закончился. Энергоблоки останавливаются один за одним. Чтобы их снова запустить понадобятся месяцы ремонтных работ и сотни миллионов гривен вливаний. Не смотря на то, что топливо для Южноукраинской АЭС Россия уже поставила, запустить тамошний простаивающий энергоблок до сих пор не получается.



В некоторых областях «веерные отключения» превратились в «веерные включения». К примеру, во многих районах Житомирской области свет включают на 3-4 часа в сутки. В Черниговской за день электричество включают на 6-8 часов. Особенно тяжело приходится жителям сел, которые в предыдущие годы установили себе двухконтурные котлы отопления. Без электричества они не работают. Люди сидят не только в темноте, но еще и в холоде.

В стране идет гражданская война, в результате которой уже погибли десятки тысяч украинцев и неизвестно, сколько погибнет еще. За полгода военных действий украинская сторона потерпела десятки сокрушительных поражений и не одержала ни одной значимой победы. Имея более, чем 20-кратное преимущество в живой силе и военной технике, Украина, под конец лета, была вынуждена занять оборонительную позицию и неоднократно просить армии Новороссии о перемирии. 

За прошедшие полгода украинское правительство в третий или четвертый раз призналось, что деньги, отведенные на обеспечение армии, разворовали. Равно, как и средства, выделенные на амбициозный проект «Стена». Украинские войска снабжаются, в основном, силами разных волонтерских организаций. При этом государственные расходы на войну постоянно повышаются. И никто не пытается осмыслить тот простой факт, что войну начали те же самые люди, которые постоянно воруют деньги, выделяемые на ее ведение.

Криминогенная обстановка ужасала бы, если бы о ней говорили в новостях. Вдали от больших городов и районных центров установились не то что 90-е годы прошлого века, а настоящее средневековье с вассальными поборами и «правом первой ночи». Из зоны военных действий в относительно мирные регионы Украины идет нескончаемый поток оружия. Этим оружием вполне успешно торгуют «волонтеры-снабженцы».

По итогам года Украина оказалась на порядок дальше от вожделенной евроинтеграции, чем была при Януковиче. Не произошло никакого оживления торговли с Европой. Энергетическая отрасль, ради которой ЕС, собственно и присматривался к Украине, полностью развалена. Отчеты ОБСЕ, Венецианской комиссии, Human Rights Watch, Amnesty International и других международных организаций пестрят сообщениями о массовых нарушениях прав человека со стороны украинского государства. О пытках, казнях и изнасилованиях, которые осуществляют украинские власти и нацистские батальоны. 

В Украине действует почти абсолютная цензура информационного пространства. Неугодные СМИ блокируются. Оппозиционных журналистов преследуют, избивают и даже убивают. Оппозиционных политиков, фактически, лишили права голоса. В стране идет открытое прославление фашизма. Украинские журналисты и общественные деятели открыто призывают к этническим чисткам, разжигают национальную рознь и поощряют насилие.

В течение года европейские политики самых разных рангов совершенно открыто заявляли, что в ближайшие годы Украине не стоит даже мечтать о том, чтобы стать членом Евросоюза или НАТО. И это лишь небольшая часть список украинских «перемог» за 2014 год. 

2015 также готовит Украине немало «сюрпризов». К весне курс доллара прогнозируют на уровне 40 грн. С 1 января в стране запретят продавать молочные и мясные продукты домашнего производства. Чтобы понимать последствия этого шага для страны, нужно пожить в украинской провинции хотя бы пару лет. 

Новый год принесет новую волну мобилизации. С января по август «под ружье» планируется поставить не менее 50 000 человек. Ну а если будет мобилизация, значит – будет и война. Как я и прогнозировал, бюджет в ближайшее время принят не будет. Вполне вероятно, что это приведет к досрочным выборам в парламент, а возможно и к выборам президента.

Свое существование прекратит украинский авиапром. Скорее всего, остановится химическая промышленность и бОльшая часть металлургии. Для украинских гастарбайтеров закроется российский рынок труда. Не смотря не обещания Порошенко, ЕС ужесточит условия для получения украинцами виз Евросоюза. Польша уже начала подготовку к усилению пограничного контроля. Короче, в 2015 на Украине произойдет масса интересных событий.