Где курс валют истребляет

На модерации Отложенный

Курс рубля заметно упал, и никто толком не знает, что с ним будет дальше. После долгих лет стабильности, к которой мы уже успели привыкнуть, это неприятно: люди вынуждены менять свои планы, кто-то должен отказаться от поездки за границу, кто-то — от давно намечавшейся покупки, а кому-то, увы, придется платить дороже за импортные лекарства. Почему это так с точки зрения политики и экономики, я не берусь говорить. Я не экономист. Ничего не могу сказать про политику Центробанка или про действия Правительства. Не знаю, насколько на ситуацию повлияли санкции — прошлый, гораздо более резкий обвал рубля произошел в 1998 году на фоне прекрасных отношений с Западом.

Хочется посмотреть на происходящее с другой стороны — так, как на общественные неприятности люди смотрели раньше, когда они видели во всем происходящем Промысл Божий. Промысл ведь никуда не делся — просто в наше время люди думают о нем гораздо меньше. Для чего нам попущено это не смертельное, но неприятное падение достатка? И как нам на него реагировать? Если это звонок, то о чем он — не в экономическом, а духовном смысле — предупреждает?

За прошедшие двадцать лет большинство из нас стали жить лучше; я еще помню, как где-то в 1993 году я устроился на работу, где платили целых 300 долларов в месяц — и считал, что мне очень повезло. Вокруг были грязноватые рынки, на которых люди торговали загадочного происхождения сосисками и сливочным маслом, которое, попав домой, неким злым волшебством превращалось в дешевый маргарин. Рестораны и приличные магазины уже были, но туда не стоило и соваться — охрана с первого взгляда опознавала человека, который тут ничего купить не сможет, и выражала легкую подозрительность и неприветливость.

Потребительских кредитов то ли не существовало, то ли я о них не слышал — подозреваю, как и абсолютное большинство сограждан. Солнце было, как бывает в молодости, намного ярче, это да, но Москва была значительно более бедным, хаотичным и неблагоустроенным городом.

С тех пор многое изменилось: на месте рынков выросли торгово-развлекательные или, вернее, завлекательные центры, которые всячески пытаются заманить покупателя, потому что у многих из нас появилась возможность покупать. Бытовую технику, электронику, у кого-то — автомобили, центры по продаже которых тоже выросли во множестве. Многие жалуются на пробки, в которых они застревают в своих личных авто, хотя я, принадлежа к счастливцам, которые в это время читают интересные книжки в метро, не знаю такой беды.

Что же, за двадцать относительно спокойных лет наша жизнь в целом заметно улучшилась. Мы работали и чего-то добились, привыкли к относительному комфорту — и вот происходит что-то, что этот уровень комфорта несколько снижает.

И это что-то абсолютно вне нашей власти — экономисты говорят какую-то заумь, но, судя потому, как сильно они расходятся во мнениях и прогнозах, они и сами не понимают.

Оказывается, мы можем утратить наш достаток, довольно быстро и не понятно почему. Жизнь оказывается довольно непредсказуемой штукой.

Можно по-разному на это реагировать — можно искать виноватых, ныть и ругаться. А можно поблагодарить Промысл за то, что нас слегка, осторожно, можно сказать, нежно тряхнули, чтобы пробудить. Да, жизнь непредсказуема. Человек может получить прекрасный урожай, запланировать новые житницы — и в ту же ночь умереть. Он может собрать себе сокровища на земле — а моль и ржа или, в нашем случае, падение курса могут их истребить, или биржевые спекулянты подкопать и украсть. Мы лишимся всего, что заготовили — да, в конце концов, неизбежно лишимся: «в гробу карманов нет», мы ничего не возьмем с собой на тот свет.

А это значит, что мы должны найти цель, смысл и утешение в чем-то другом. Реклама долго и старательно внушала нам, что счастье — в потреблении. В самой последней модели смартфона или модной одежде или еще чем-то, что мы можем себе позволить — хотя бы в кредит. И вот потребление нам придется несколько сократить. И поискать счастья где-то еще. Где?

Что действительно делает людей счастливыми? Психологи в разных странах проводили исследования, чтобы понять это, и пришли к выводу, что на уровень счастья людей их достаток влияет мало. Голод, конечно, влияет — но те, кто имеет пищу и одежду, не несчастнее тех, кто имеет яхты и заводы. Вот что влияет — это отношения. Отношения с другими людьми: семейные люди счастливее одиноких, люди, у которых есть друзья, счастливее тех, у кого их нет. И отношения с Богом: люди, которые регулярно посещают богослужения, счастливее тех, кто не ходит в Церковь.

И Бог мягко подталкивает нас к нашему подлинному счастью — которое мы можем обрести в служении Ему и ближним. В том, чтобы употребить оставшиеся у нас средства не на новый смартфон, а на помощь другим людям, которые оказались в более трудном положении, чем мы. Нам повелено собирать сокровища на небе — а если мы решимся на это, Бог благословит и наши земные труды. Как говорит святой Иоанн Златоуст:

«Нас ожидают Небесные блага, а мы все еще имеем пристрастие к земным и не помышляем о диаволе, который из-за малого лишает нас великого. Дает прах, чтобы похитить Небо, показывает тень, чтобы отвратить от истины, обольщает сновидениями (ибо ни что иное есть это земное богатство), чтобы, когда настанет день (Суда), показать нас беднее всех».

Наш достаток — это прах, уносимый ветром, и то, что мы не потратили на служение Богу и ближним, все равно утечет у нас между пальцев. Это урок, который стоит извлечь из текущего кризиса.