Час Колчака

На модерации Отложенный

В Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное 140-летию со дня рождения адмирала.

2014-й год для Крыма и Севастополя знаменателен не только глубинными политическими и социальными изменениями, вызванными воссоединением с Россией. Нельзя оставлять без внимания и памятные мероприятия. Совсем недавно, 14,15 и 16 ноября в Севастополе проходили дни памяти 94-летия Русского Исхода. Тысячи людей прошли крестным ходом по улицам города на Графскую пристань, где отслужили литию по погибшим в смуте и вынужденным покинуть страну в 1920 году. Тем самым сделан громадный шаг к восстановлению прерванной духовной преемственности, дальнейшему пробуждению национального самосознания и возвращению исторической памяти.

Столь же знаменательны и памятные мероприятия, которые проходили 21 и 22 ноября в стенах одной из старейших библиотек России – Севастопольской Морской библиотеки имени адмирала М.П. Лазарева.

21 ноября состоялось отчетно-выборное собрание Военно-научного общества Черноморского флота. Перед началом собрания прошла церемония официальной передачи уникального старинного кортика. Реликвия принадлежала капитану 1 ранга Михаилу Иосифовичу Федоровичу, командиру гидрокрейсера «Александр I». Кортиком капитан был награжден в 1915 году. Церемониальное оружие было передано потомкам М.И. Федоровича, жителям Севастополя.

На следующий день, 22 ноября, в 10 часов утра, прошел Час истории, приуроченный к 140-летию со дня рождения Верховного правителя России, ученого и флотоводца адмирала А.В. Колчака. В мероприятии участвовали писательница Валентина Фролова (автор книги и пьесы о Колчаке), историк Ольга Ивицкая (автор многочисленных публикаций об адмирале), актеры и сотрудники Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского, принимавшие участие в постановке спектакля «Колчак» в 1996 году, а также председатель Севастопольской общественной организации «Морское собрание» Владимир Стефановский.

Зал, в котором проходило мероприятие, был полон. Присутствовали представители прессы, члены Союза писателей России, историки, общественные деятели. Большой интерес вызвало выступление Ольги Ивицкой. Его предваряла прозвучавшая в записи цитата из речи писателя, поэта, первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе (1933) Ивана Бунина, произнесенной на панихиде в память о Колчаке:

 «Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что все же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, но и Авель был среди сынов ее».

 Личность адмирала и сегодня воспринимается неоднозначно. Доказательство чему – многочисленные идейные споры, которые всякий раз возникают вокруг имени адмирала.

На мероприятии прежде всего рассматривалась его деятельность на посту командующего Черноморским флотом. Даже советские авторы (не называя имени адмирала), признавали, что в ходе Первой мировой войны «Черноморский флот внёс существенный вклад в дальнейшее развитие военно-морского искусства как в области самостоятельных операций, так и в области взаимодействия с армией». После Февральской революции Колчак на протяжении нескольких месяцев практически в одиночку противостоял разложению и анархии на флоте, выполняя долг гражданина и патриота.

В своем выступлении Ольга Ивицкая обратила внимание на малоизвестный, но весьма значимый факт биографии адмирала – взаимоотношения с духовными пастырями. Во время пребывания в Севастополе судьба свела Колчака с такими замечательными подвижниками Русской православной церкви, как архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе, в схиме – Антоний), настоятель Свято-Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинный береговых команд Черноморского флота протоиерей Роман Медведь. Сегодня эти священнослужители канонизированы. Имя о. Романа неоднократно встречается и в документах, и в приказах за подписью Колчака. Кроме того, для укрепления духовной жизни на флоте, в конце 1916 г. высочайшим повелением была учреждена должность главного священника Черноморского флота. Им стал протоиерей Георгий Спасский. Это назначение происходило с согласия Колчака как командующего ЧФ. Когда в Севастополе впервые установилась советская власть, Георгий Спасский силой своего авторитета спас от расстрела многих людей, был духовной опорой для верующих.

Судьба протоиерея неразрывно связана с судьбой Русского флота. Вместе с остатками армии Врангеля в ноябре 1920 г. о. Георгий эвакуировался в Бизерту и до конца прошел крестный путь Русского флота.

Знакомство с этими духовными пастырями оказало большое влияние на самосознание Колчака. В одном из своих приказов адмирал предписывал флагманам и командирам судов оказывать священникам всемерное содействие в их пастырской деятельности. Сам Александр Васильевич, был, безусловно, воцерковленным, верующим человеком. У него были духовники-монахи.

 Будучи командующим флотом, Колчак посещал Свято-Георгиевский монастырь (расположен на мысе Фиолент), где подолгу беседовал с духовными старцами.

 Вынужденный оставить свой пост, адмирал имел все возможности безбедно жить на чужбине, где был бы востребован как специалист. Но вместо этого он предпочел вернуться в охваченную смутой Россию, и здесь пронес свой крест власти – так, как было в его силах...

Событием театральной жизни Севастополя 1990-х гг. была пьеса «Адмирал Колчак», поставленная Севастопольским академическим русским драматическим театром им. А.В. Луначарского. Ныне она сошла с театральных подмостков, но осталась в истории. В зале демонстрировались кадры из этого спектакля, предметы реквизита, афиши. Аплодисментами встретили вальс, написанный специально для пьесы, который исполнила заслуженный деятель искусств Украины Екатерина Троценко.

Завершило вечер выступление председателя общественной организации «Морское собрание» В.В. Стефановского. Поблагодарив всех присутствующих, Владимир Владимирович отметил важную роль адмирала А.В. Колчака в истории России и Белого движения, справедливо поставив его рядом с другими выдающимися сынами Отчизны.

Часы истории, посвященные Исходу Русской армии из Крыма в 1920 г., деятелям антибольшевистского сопротивления на Юге России в Севастополе проводились и прежде. Но приходили на них лишь самые убежденные. Ныне мы «видим полную сегодняшнюю аудиторию по случаю дня рождения Колчака», 16 ноября видели на Графской пристани много людей на мероприятиях памяти Русского Исхода, «значит, что-то в нашем сознании поменялось».

Закончил свое выступление В. Стефановский следующими словами:

 «Постепенно, по крупицам, мы возвращаемся к своим истокам. К исторической России. К ее пониманию, к ее ценностям. И, думаю, что только это и сплотит нас сейчас… Не надо судить Колчака, не надо его оправдывать. Его оправдает история».

 Из зала прозвучал вопрос: «Будет ли установлен в Севастополе, памятник Александру Васильевичу Колчаку?». На это у устроителей нет точного ответа. Необходимо учитывать и текущую обстановку. Сегодня на передний план в Севастополе и в Крыму выходят экономические и социальные проблемы, вызванные переходным периодом. Именно они требуют незамедлительного решения. В то же время есть надежда, что этот момент однажды наступит.

«Те памятники, которые нам навязывали… те времена прошли. И теперь, я надеюсь, в Севастополе будут ставить памятники тем людям, которые действительного этого достойны и этому городу отдали часть своей жизни, а кто-то – и полностью свою жизнь. Поэтому этот вопрос непростой, но его надо ставить», - сказал В. Стефановский.

Вопрос об установке в Севастополе памятника адмиралу А.В. Колчаку неоднократно поднимался в разные годы как общественными организациями, так и отдельными гражданами. Нельзя в связи с этим не упомянуть об открытом письме русских историков, религиозных и общественных деятелей в адрес губернатора Севастополя Сергея Меняйло в поддержку инициативы установки в городе памятника адмиралу, которое было опубликовано в конце апреля текущего года.

 Считаем, что Александр Васильевич по праву заслужил быть увековеченным в граните и бронзе. Не обязательно как один из руководителей Белого движения, но как военный, ученый и полярный исследователь.

 Это отнюдь бы не стало попыткой героизации одной из сторон в Гражданской войне, но воздаянием потомками благодарности русскому воинству за незаслуженно забытые подвиги в Первой мировой войне.