Долларовая лихорадка добивает украинские банки
На модерации
Отложенный
За 10 месяцев этого года банки потеряли 48 млрд депозитов в гривне и более 8 млрд в долларе.
«Мы очень верим в гибкий курс», - заявила глава НБУ Валерия Гонтарева.
«Мы верим, что когда паника исчезнет, то будут улучшения даже в этой сфере». Перед этим, правда, она сообщила, что гривна за 10 месяцев подешевела в 2 раза. На официальном языке это звучит красиво и благородно: «100-процентная девальвация».
В чём-то я с Гонтаревой согласен. Гривна укрепится тогда, когда прекратятся панические настроения. Именно паникёры во всём виноваты. Ну, подумаешь, в стране война, экономика рухнула в пропасть, от правоохранительных органов осталось одно название, а по улицам городов безнаказанно расхаживают вооружённые бандиты. Было бы из-за чего переживать!
Однако обывателям, бизнесменам и финансистам отчего-то неймётся. Особенно нервничают банкиры. Их прибыли падают вниз «стремительным домкратом». К примеру, в 3 раза снизился доход от торговых операций. В октябре наторговали всего на 436 млн гривен против 1,3 млрд в сентябре.
За 10 месяцев этого года банки потеряли 48 млрд депозитов в гривне и более 8 млрд в долларе. Народ как-то охладел к украинской финансовой системе и решил, что дома под подушкой деньгам будет спокойнее.
Надо отдать должное банкирам – они пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре. Не кричат во всеуслышание, что в новом году пойдут по миру, а пишут в новостях, что «отток депозитов в сочетании с ухудшением платёжной дисциплины заёмщиков, привёл к проблемам с ликвидностью в ряде банков, банкротствам некоторых из них и усилению недоверия к системе в целом».
«Я рискну предположить, что девальвация и ухудшение портфелей съели капитал крупнейших банков до критического уровня. Однако в текущих условиях плановая девальвация гривны для приведения официальных курсов в соответствие с рыночными реалиями является давно назревшей, хоть и болезненной, необходимостью», - этими словами председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач как-бы прямо даёт понять, что 16 гривен за доллар – не предел.
В августе в докладе международного валютного фонда появились интересные строки: «Если украинская валюта будет торговаться в пределах 10-11 UAН/USD, последствия для банков, компаний и домохозяйств будут приемлемыми.
Балансы пострадают сильнее, если курс закрепится в пределах 12-13 UAН/USD».
После этого МВФ, совместно с Нацбанком, провёл стресс-тест украинской экономики. Самым страшным прогнозом назвали курс в 12,5 гривен за доллар. При этом курсе украинским банкам нужно было выделить 66 млрд гривен, чтобы защитить их от банкротства. Сколько нужно при курсе 16 гривен за доллар, я посчитать не могу – не банкир. Но точно знаю, что больше 66 миллиардов. Гораздо больше.
Сильнее всего девальвация ударила по процентному доходу. А на процентах по кредитам банки зарабатывают 75% всей своей прибыли. Как точно подметила начальник управления исследований «Надра Банка» Татьяна Нурмухаметова, «резкая девальвация неизбежно приводит к ухудшению финансового состояния компаний и граждан, а следовательно – к ухудшению обслуживания заёмщиками своих кредитных обязательств как в валюте, так и в гривне».
Если перевести слова Нурмухаметовой на простой язык, то выйдет, что девальвация лишила украинскую банковскую систему основного источника доходов. По неофициальным данным выплачивать кредиты перестали уже больше 30% заёмщиков. Это, фактически, катастрофа.
Ещё не закончился финансовый год, а многие банки уже ушли в минус по процентным доходам. К примеру, процентные убытки «Дельта Банка» на 1 октября составили 505 млн гривен, а «Надра Банка» – 210 млн гривен. В результате они резко снижают объёмы розничного кредитования (прощайте телевизоры и планшеты в кредит). Создают под просроченные займы дополнительные резервы (прощайте зарплаты банковских служащих).
Многие люди, прочитав о бедственном положении банков, могут позлорадствовать. Так, мол, и надо этим кровососам. Я, признаться, и сам недолюбливаю эту финансовую братию. Но современная экономика построена таким образом, что если лягут банки – ляжет и всё остальное. Поэтому деньги на их оздоровление будут забирать у населения. В виде новых налогов, повышения цен, снижения процентов по депозитам.
Украинцы могут продолжать вместе с Гонтаревой «верить в гибкий курс», но тушёнкой и макаронами стоит запасаться уже сейчас – пока на руках есть хоть какие-то деньги.
Комментарии
Но на Украине, естественно, война.
А в России с чего это?
2. Статья об украине. Причем здесь Россия или Китай.
С чего в нынешнем мире зарабатывают банки?
С выдачи кредитов начинающему бизнесу? - Здесь работают венчурные фонды и банкам места нет!
С выдачи кредитов под ипотеку? - "Возьми деньги на одну квартиру, а отдай на три"! Желающие здесь конечно есть, но их ничтожно мало.
И выдачи кредитов для покупки товаров? - Те, кто деньги умеет считать и зарабатывать, те кредиты не берут. А те, кто не умеет, их всё равно не отдадют.
Так с чего же?