Поддержка Беларуси становится для России более дорогой

На модерации Отложенный

Помощь Беларуси в ближайший год для России может оказаться довольно затратной. К такому выводу пришли эксперты российского Центра развития при Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики", подготовившие обзор экономики Беларуси.

"И хотя несколько дополнительных миллиардов долларов никогда раньше не вызывали у России особых затруднений при спасении соседа, на этот раз, когда доступ на международные рынки капитала ограничен, а цены на нефть падают, поддержка может оказаться более дорогой", - сказано в обзоре.

В недавних заявлениях Международный валютный фонд (МВФ) выразил обеспокоенность тем, что российские санкции обернутся потерями для Беларуси ввиду сокращения торговли, а также ограниченного финансирования российскими банками белорусских дочек. Эксперты ВШЭ согласны с тем, что "существуют риски устойчивости банковской системы Беларуси в случае ограничения иностранного финансирования, а "замедление роста в России действительно может ударить по белорусским производителям".

"Структура белорусского экспорта в Россию предполагает высокую зависимость от потребительского спроса в России. Такие факторы, как низкие цены на нефть, закредитованность населения в условиях более дорогого фондирования банков из-за санкций и повышения ставок США, ограничение роста бюджетных расходов и девальвация рубля при высокой инфляции вряд ли предвещают ускорение российского потребления. На каждый 1 процентный пункт роста потребления в России приходится около 400 млн долларов счета текущих операций Беларуси. Таким образом, замедление потребления в России до нуля с текущих 0,5% приведет к потере 800 млн долларов по счету текущих операций", сказано в отчете.

Санкции России, направленные на импорт продовольствия из западных стран, "напротив, окажут некоторую поддержку белорусским производителям". По подсчетам экспертов, "потенциальное 5%-ное увеличение экспорта продовольствия может принести Беларуси дополнительные 200 млн долларов".

Мировое замедление цен на сырьевые ресурсы неоднозначно скажется на Беларуси, при прочих равных. Например, 20%-ное снижение цен на нефть, по подсчетам экспертов ВШЭ, привело бы к снижению чистых затрат на импорт нефти с учетом экспорта нефтепродуктов примерно на 300 млн долларов: стоимость беспошлинного импорта 23 млн тонн нефти упала бы на 1,5 млрд долларов, стоимость экспорта 13 млн тонн нефтепродуктов – на 2 млрд долларов, а отчисляемые в бюджет России пошлины с экспорта снизились бы на 800 млн долларов.

В то же время 20%-ное снижение цены на нефть компенсировало бы сопоставимое снижение цен на удобрения. Но так как, помимо цен на ресурсы, Беларусь сталкивается с замедлением личных переводов из России, а также с предстоящим замедлением потребительского экспорта, ограниченной поддержкой со стороны российских банков и выплатой внешнего долга, Россия согласилась на зачисление в 2015 году всех пошлин по экспорту нефтепродуктов в бюджет Беларуси. Это равносильно примерно 4 млрд долларов, подсчитали российские эксперты. Однако "даже щедрого предложения России по зачислению пошлин может быть недостаточно для пополнения резервов Беларуси при мягкой политике. Но это не значит, что Беларусь сразу обратится к МВФ: Россия пока готова помогать соседу, но, похоже, эта помощь становится все более затруднительной". 

Предстоящий год для Беларуси будет, скорее, годом политических решений – как во внутренней политике, так и во внешней, полагают российские эксперты. "Выборы объясняют популизм, как, например, снижение ставок, а стремление России сохранить сторонников внутри СНГ объясняет требования Беларуси и уступки России в предоставлении валютной поддержки", говорится в отчете.

Но Россия слабеет экономически. "Более того, на фоне новостей о конвертации выданных в 2009 году кредитов российским банкам в привилегированные акции вместо возврата ликвидности в Фонд национального благосостояния, на фоне долгих обсуждений о предоставлении 4–8-миллиардных долларовых кредитов на инфраструктурные проекты и о возможных уменьшениях бюджетных расходов, дополнительная поддержка Беларуси уже не выглядит столь очевидной и легкой", сказано в публикации. И хотя авторы обзора все-таки ожидают выделения дополнительных кредитов и финансирования, "условия их предоставления могут отличаться от предыдущих лет".