Кто и за что сражается в Кобани

На модерации Отложенный

20 октября, в понедельник, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара открыла коридор для помощи курдам в осажденном боевиками Исламского государства городе Кобани. Туда будут переброшены отряды «пешмерга» из Иракского Курдистана — они помогут отстоять маленький курдский анклав, осажденный боевиками «Исламского государства». О помощи защитники просят уже не первую неделю — почему же заявление последовало только сейчас? «Лента.ру» попыталась разобраться в хитросплетениях ближневосточной политики.

Калитка для контрабанды

Исламисты штурмуют маленький городок у границы почти месяц. Контроль над Кобани имеет для «Исламского государства» большое значение. Чем скорее боевики справятся с курдским анклавом, тем быстрее они смогут перебросить силы на главный фронт — в Ирак.

Кобани также блокирует рокадную дорогу вдоль границы, да и сам по себе плацдарм в тылу представляет для исламистов немалую опасность. Любой удар с него может парализовать транспортную артерию Алеппо — Талль — Тамир, позволяющую исламистам быстро перебрасывать силы.

Но военное значение Кобани меркнет по сравнению с экономическим. Захватив город, ИГ, по сути, возьмет под контроль важнейший участок границы, облегчив тем самым контрабанду оружия, и боевиков и, что самое главное, нефти, основная часть которой идет именно в Турцию и приносит немалый доход. Ну, и, наконец, любая победа «Исламского государства» служит рекламой для этой группировки, привлекая средства и потоки добровольцев, что особенно актуально в условиях конкуренции с другими исламистскими движениями — такими, как «Фронт Ан-Нусра».

Турецкий гамбит

До последнего времени официально Анкара не участвовала в операции по удержанию Кобани и курдам ничем не помогала. Руководители обороны города неоднократно обвиняли турецкие власти, что те блокируют подвоз оружия и боеприпасов, а добровольцев, пытающихся перейти границу, разоружают и задерживают. Сам президент Реджеп Тайип Эрдоган недавно заявил, что не видит смысла помогать одним экстремистам воевать против других: сирийские курды тесно связаны с Рабочей партией Курдистана (РПК), признанной в Турции террористической организацией.

Кобани в огне. 20 октября 2014 года.
 Кобани в огне. 20 октября 2014 года. Фото: Bulent Kilic / AFP

Меж тем западные корреспонденты, работающие в регионе, свидетельствуют, что все предыдущие недели через границу свободно курсировали целые караваны с оружием и солдатами. Как сообщает журналист BBC Марк Урбан со ссылкой на свой источник среди высокопоставленных турецких военных, эти перемещения были санкционированы Анкарой. Данная информация косвенно подтверждается тем, что, несмотря на накал боев, курды до сих пор не испытывали недостатка в боеприпасах.

По мнению директора Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, Анкара разыгрывает сложную комбинацию, заставляя своих врагов убивать друг друга. Турецкие власти готовы драться за город до последнего курда. Они дают возможность исламистам перебить максимальное количество боевиков РПК и их сирийских товарищей, которые защищают город; после этого в Кобани должны войти бойцы «пешмерга» президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. Затем границу перейдут уже турецкие части под предлогом защиты местного населения. «Такова многоходовка Эрдогана. При этом понятно, что никто о гражданском населении на самом деле не думает. Более того, наступление на Кобани началось, когда турецкая армия выдавила со своей территории бойцов «Исламского государства». Благодаря этому силы ИГ в Сирии консолидировались и смогли активнее атаковать курдов. Таким образом, руками боевиков ИГ Турция расправляется с РПК, а курдов использует для борьбы с исламистами», — считает Сатановский. Возможно, заявление Чавушоглу о готовности открыть границу для «пешмерга» свидетельствует, что время для ввода войск Барзани уже пришло.

Небо, самолет, выборы

Прямое вмешательство Турции в войну с «Исламским государством» выглядит маловероятным. Если Анкара все же решится на полномасштабную войну с ИГ, но события начнут развиваться не лучшим для нее образом, Турция сможет апеллировать к пятой статье Устава НАТО, гарантирующей ей помощь союзников по этому блоку.

Но, судя по всему, всерьез эту возможность в Вашингтоне не рассматривают: нет никаких признаков подготовки американских войск к наземной операции.

Уличный бой
 Уличный бой Фото: HO / AAMAQ NEWS AGENCY / AFP 1/2

Хотя в небе над Кобани американская авиация уже установила своеобразный рекорд. Частота вылетов над маленьким городком на второстепенном направлении превысила ту, что наблюдается над основным фронтом боев в Ираке. Только за 15-16 октября за 48 часов ВВС США совершили более 50 вылетов. Кроме того, американцы сбросили курдам с воздуха оружие. Вашингтон показал, что, хотя и не готов на наземную операцию, но, тем не менее, не оставляет курдов без поддержки. Правда, по мнению Сатановского, делается это не из соображений гуманности. «Президент Обама должен с красивым лицом выступить перед Конгрессом и перед избирателями перед ноябрьскими выборами в Конгресс. Потому что в случае, если исламисты возьмут Кобани, там вырежут огромное количество гражданского населения. Американцам надо показать, что действующая администрация сделала все, чтобы это предотвратить», — полагает эксперт.

Американские и европейские СМИ рапортуют о колоссальных потерях, которые якобы несут боевики. Так, согласно утверждениям Пентагона, в результате авиаударов убиты более 600 исламистов. Но независимого подтверждения этих цифр нет. Потери в танках и артиллерии ИГ незначительны. «Это прекрасная стратегия — гоняться самолетами и беспилотниками за отдельными боевиками по всему Ближнему Востоку, тратя ракеты стоимостью 150 тысяч долларов, чтобы подбить джип. Насколько я помню, там за 120 атак убиты 50 боевиков. Это настолько блестящие успехи в ходе войны против организации, в которой около 100 тысяч боевиков, в том числе около 32 тысяч иностранцев, что мне остается только аплодировать американской военной мощи — со слезами на глазах. А также гению президента Обамы как верховного главнокомандующего», — прокомментировал «Ленте.ру» достижения армии США Сатановский.

Пешка с хорошей памятью

На этом фоне возникает обманчивое ощущение, что курды являются не более чем пешками на ближневосточной доске. Действительно, в силу обстоятельств они оказались игрушкой в руках крупных игроков. Факт, что Кобани расположен на самой границе с Турцией, не позволяет исламистам замкнуть кольцо вокруг курдского анклава. РПК и сирийские курды до сих пор дерутся в полуокружении, полностью завися от Анкары, получая боеприпасы и оружие из-за границы буквально по капле и понимая, что добиться окончательной победы им не дадут.

«Тойоты» с пулеметами. Окрестности Кобани.
 «Тойоты» с пулеметами. Окрестности Кобани. Фото: Aris Messinis / AFP 1/2

Наивно думать, однако, что курды позволят туркам или американцам использовать себя втемную. В первую очередь курдские лидеры преследуют собственные интересы, и никакие лагеря беженцев наподобие того, что организован Анкарой напротив Кобани, не могут вытеснить из памяти массовые расправы и казни.

Все эти события толкает сирийских курдов к сближению с режимом Асада: руководству курдского ополчения вряд ли нравятся циничные действия Турции, а Дамаск недоволен позицией Анкары, обещавшей после освобождения Кобани создать там базу для подготовки боевиков умеренной оппозиции. Возможно, именно чтобы избежать этого сближения, Вашингтон в последние дни демонстрирует свою готовность оказать возможную помощь сирийским курдам, невзирая даже на недовольство Эрдогана.

Битва за Кобани, как любое крупное сражение, все больше обретает собственную логику, вынуждая игроков предпринимать часто ненужные и даже противоречащие их интересам шаги. Для каждой из сторон отказ от борьбы за город означал бы потерю престижа, который на Ближнем Востоке ценится необычайно высоко.