Разгонять экономику пока некому

На модерации Отложенный

Дефицит трудовых ресурсов не даст России вернуться к докризисным темпам экономического роста

Общий объем экономики России во втором квартале увеличился на 0,8% к прошлогоднему уровню, сообщил неделей ранее Росстат, подтвердив собственные предварительные оценки. В целом за полугодие объем ВВП вырос на 0,8% к уровню января-июня прошлого года, когда этот рост был лишь чуть большим – 0,9%. Даже при самом благоприятном развитии событий темпы экономического роста в ближайшие годы окажутся, как минимум, вдвое ниже, чем в канун последнего финансового кризиса, полагают эксперты. Среди главных причин - расширяющийся кадровый дефицит в российской экономике. Низкая безработица может поддержать внутренний спрос, удерживая при этом экономику как от падения, так и от ускорения.

Данные Росстата показывают, что темпы роста ВВП России за два первых квартала 2014 года, несмотря на влияние всех текущих геополитических факторов, почти совпали с прошлогодними, когда этих факторов еще не существовало. В первом квартале годовой экономический рост составил 0,9% (в январе-марте 2013 года – 0,8%), во втором квартале – 0,8% (1%). Впрочем, на этом сходство заканчивается.

Если в прошлом году рост тормозился в основном сокращением внутренних инвестиций или промышленного производства, то теперь едва ли не основным фактором торможения стал спад потребительской активности, отмечает макроаналитик австрийского банка RaiffeisenМария Помельникова. Причем речь идет о сокращении расходов населения как на оплату коммерческих услуг, так и на покупку товаров.

Годовые темпы роста объемов розничной торговли в стране, восстановившиеся к 2011 году после кризиса, с тех пор лишь неуклонно сокращались. Еще в первом полугодии 2012 года они составляли 7,9-7,4%, в 2013 году – уже 4,1-3,6%. В целом доля розничной и оптовой торговли в структуре ВВП России составляет значимые 15%, отмечают аналитики инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал”. И если во втором квартале прошлого года объемы торговли еще выросли на 2,9%, то в январе-марте нынешнего года они уже сократились на 0,8%, а в апреле-июне – сразу на 2,6% к соответствующим прошлогодним уровням.

“Замедление в секторе торговли отражает ослабление потребительского спроса вследствие снижения темпов роста реальных располагаемых доходов, падения курса рубля и высокой инфляции”, - отмечает главный экономист “Уралсиб Кэпитал” Алексей Девятов.

Годовые темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения, еще в начале прошлого года составлявшие 5,6%, к середине года нынешнего сократились более чем втрое – до 1,6%, по данным Росстата, а в январе-марте и вовсе оказались отрицательными – минус 2,5%.

Потребительская инфляция за период с начала января по 8 сентября, более поздних данных Росстат пока не представил, составила 5,8%, тогда как в прошлом году за тот же период – 4,7%. Наконец, курс рубля к доллару впервые за последние 17 лет приблизился к уровню 38 рублей, снизившись в целом с начала года уже на 18%. А текущие геополитические факторы - на фоне дешевеющей в мире нефти, а также планов Центрального банка Россииотпустить рубль к 2015 году в “свободное плавание” -  сохраняютпотенциал и дальнейшего его ослабления.

Тем не менее, оно уже привело к активизации промышленного производства в России, повысив конкурентоспособность целых его секторов, полагает главный экономист по России инвестиционной компании “Ренессанс Капитал” Олег Кузьмин. Обрабатывающие отрасли стали одним из драйверов экономического роста в России, в значительной степени компенсировав падение в торговле, учитывая их примерно такую же долю в общей структуре ВВП – 13,5%.

Темпы годового роста в обрабатывающих отраслях России оказались в первом полугодии в разы выше, чем годом ранее. Если в первом квартале 2013 года они составляли 1,2%, а во втором – и вовсе минус 0,4%, то прирост в нынешнем году – на 2,5% и 3,6% соответственно.

Впрочем, эти данные не должны вводить в заблуждение, поскольку связаны они с неким разовым эффектом - в частности, в производстве речных судов или индустрии стройматериалов, отмечает Мария Помельникова: “В ключевых отраслях промышленности по-прежнему наблюдается стагнация. И к концу года мы не исключаем даже общего сокращения ВВП, хотя и небольшого”.

И самые последние данные, скорее, подтверждают такие выводы. В понедельник Росстат сообщил, что объем промышленного производства в стране в течение августа сократился на 0,2%, а к уровню августа прошлого года его рост оказался нулевым. Причем впервые за последние 12 месяцев отрицательный рост был отмечен именно в обрабатывающих отраслях.

Практически весь обвал в промпроизводстве пришелся на обрабатывающий сектор (-0,6%) на фоне некоторого ускорения роста в добывающих отраслях и энергетике), отмечает главный экономист по России и СНГ голландского банка INGДмитрий Полевой.

Аналитики компании “Уралсиб Кэпитал” полагают, впрочем, что текущие, умеренные темпы экономического роста сохранятся, и пока прогнозируют прирост объемов российской экономики в 2014 году на 0,5%. “При этом мы видим высокий риск снижения нашего среднесрочного прогноза динамики ВВП, который предполагает рост на 2,5-3% в год”, - отмечает Алексей Девятов.

Это, соответственно, в 2,5-3 раза ниже средних темпов экономического роста России в первом десятилетии наступившего века – до кризиса 2008 года. После падения на 8% в 2009 году, ВВП России вырос на 4,5% годом позже, после чего эти темпы неуклонно замедлялись. А отсутствие тех резервов в российской экономике, которые обеспечили ее рост после кризиса 1998 года, и нарастающее влияние негативных факторов на рынке труда делают возвращение экономического роста к недавним докризисным темпам давности еще более призрачным.

МОЩНОСТИ БЕЗ КАДРОВ

После финансового кризиса в России 16-летней давности, кульминацией которого стал дефолт, объявленный страной 17 августа 1998 года, в российской экономике возникли масштабные свободные мощности. Именно они, вкупе с мощным импортозамещением, стимулированным кратной девальвацией рубля, и стали основой быстрого посткризисного восстановления.

Объем ВВП России, после сокращения в 1998 году на 6%, уже через год на столько же вырос, а в 1999 году – почти на 10%. И вплоть до 2009 года темпы экономического роста в стране в среднем превышали 7% в год.

На этом фоне неуклонно сокращалась общая безработица. Если в 2000 году она составляла 10,6% общей численности экономически активного населения, то в 2008 году ее уровень снизился до 6,2%. В “кризисном” 2009 году последовал новый подъем – до 8,3%, который сменился постоянным снижением – вплоть до текущих 4,9%.

В последний раз столь низкая безработица отмечалась в России в 1991 году, напоминает Олег Кузьмин. “Однако главная причина такого исторического минимума заключается в прекращении роста численности рабочей силы в стране с 2008 года. В экономике просто становится некому работать!”

Речь идет о том, что нараставшая еще с начала века общая численность экономически активного населения страны к 2008 году достигла пика на уровне примерно 75,5 млн человек, после чего менялась уже в сторону сокращения. По данным Института демографии Высшей школы экономики, в 2011 году численность населения в трудоспособном возрасте сократилась в России на 0,7 млн человек, в 2012 – на 0,8 млн, в 2013 – на 0,9 млн, а в 2014 году, по прогнозам института, сокращение может составить уже 1 млн человек.

Сегодня на российский рынок труда выходит относительно малочисленное поколение 90-ых – их в целом примерно вдвое меньше, чем 40-летних, отмечает Алексей Девятов: “Дефицит трудовых ресурсов, безусловно, окажет влияние на динамику экономического роста России. С учетом сложившихся демографических факторов, без мигрантов экономике просто не обойтись”.

Нехватка кадров станет одной из главных причин, почему рост ВВП России в ближайшие годы, даже при самом благоприятном развитии событий, вряд ли достигнет докризисных уровней, соглашается Олег Кузьмин. “По нашим прогнозам, потенциальный рост российской экономики в лучшем случае составит лишь 2,5-3% в ближайшие годы”.

В условиях низкой безработицы и дальнейшего сокращения предложения на рынке труда компании и предприятия, с одной стороны, не сокращают персонал даже в непростые для себя времена. С другой стороны, они не спешат и повышать ему зарплаты, добавляет Мария Помельникова. А коль скоро не растут зарплаты, тормозится рост потребительского спроса и, как следствие, общий рост экономики.

Однако сам факт того, что компании на фоне низкой безработицы не производят сокращений работников, означает лишь умеренное замедление потребительского спроса, поясняет Олег Кузьмин. И столь катастрофического его падения, какое бывает при взлете безработицы в стране, например, с 5% до 10%, не случается, что создает некую страховку для экономики в относительно тяжелые для нее времена.

“Спрос населения на товары и услуги остается умеренно устойчивым, поддерживая тем самым объемы производства в стране, - продолжает Кузьмин. – В итоге общие темпы роста ВВП могут сохраняться на минимальных уровнях, как сейчас, но сильного их падения не происходит”.