В бюджете следов импортозамещения не обнаружено

На модерации Отложенный

Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2015 год и прогноз социально-экономического развития на период до 2017 года. На словах основным направлением расходов обозначены социальная поддержка граждан и оказание социально значимых услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры. На эти цели, как объявлено, направляется 57 процентов средств расходной части федерального и региональных бюджетов. Правда, по-прежнему остро стоит вопрос о реальном использовании этих средств, но это уже отдельная проблема.

Однако сегодня, в условиях до предела обострившейся международной обстановки и внешнего давления на нашу страну, очевидно, что уже недостаточно одного лишь простого провозглашения сохранения социальной ориентации бюджетных расходов. По той простой причине, что в случае негативного развития событий в международных делах (а такой вариант, к сожалению, вполне возможен) объём самих этих расходов будет неуклонно сокращаться вследствие снижения объёмов самой нашей экономики, которая сейчас стоит на грани спада.

 Обратимся к цифрам. Выступая при утверждении проекта бюджета на заседании правительства, его глава Д. Медведев заявил, что российский ВВП — в этом году, по оценкам минэкономразвития, вырастет на полпроцента. Начиная со следующего года можно ожидать некоторого ускорения роста ВВП – до 1,2 процента, в 2016 году — до 2,3 процента, а в 2017-м — на уровне 3 процентов. При этом, подчеркнул сам премьер, всё сказанное представляет собой основной, так называемый базовый, сценарий, а есть и более пессимистические варианты.

 Глава правительства не стал останавливаться на таких вариантах, зато один из них чётко обозначен в новом докладе Всемирного банка, обнародованном в конце сентября. Согласно ему, нашей стране угрожает как минимум длительная стагнация, а то и рецессия, то есть прямой спад в экономике. Так, в худшем случае (как говорится в докладе, при «нарастании геополитической напряжённости») после упоминавшегося уже микроскопического роста на уровне 0,5 процента в нынешнем году Россию в дальнейшем ожидает неизбежный спад производства — в 2015—2016 годах.

 Подобные выводы означают, что экономика нашей страны стоит на грани падения. И лишь при более благоприятных обстоятельствах, если геополитическая напряжённость спадёт, Россия может рассчитывать — после всё того же полупроцентного роста ВВП в нынешнем году — на экономический рост в пределах 0,3—0,9 процента в 2015 году и 0,4—1,3 процента в 2016-м.

 Сегодня даже в буржуазных СМИ всё меньше желающих использовать лживое понятие «застой» применительно к советскому периоду второй половины 70-х — начала 80-х годов прошлого века, однако нет-нет да и мелькнёт оно в печати или на телевидении. Так вот напомним, что тогдашние темпы роста в СССР в 2—5 раз превышали те смехотворные цифры, что прогнозируются Всемирным банком для сегодняшней России, и то «при благоприятных обстоятельствах». Да разве с подобным ростом страну из ямы вытянешь? Так и хочется сказать: вам бы, господа, хотя бы такой же «застой», какой был тогда в СССР!

 И ещё раз об упомянутых «благоприятных обстоятельствах». После 23 лет убийственных «реформ» экономика России находится сейчас в таком слабом и зависимом от Запада состоянии, что обострение отношений с ним просто не может не повлечь для нас серьёзных потерь. Поэтому пренебрежительно относиться к западным санкциям нельзя, тем более размахивать «словесными саблями», произнося, словно детское заклинание, «нам не страшен серый волк!», при этом ничего не делая, чтобы реально изменить ситуацию.

 Ведь уже не только эксперты, но и российский минфин официально констатирует рост цен на продовольствие как результат пресловутых «антисанкций». И это плюс к тому, что, согласно официальным данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания в целом по стране за первую половину нынешнего года увеличилась на 15 процентов. Так ура-патриотические лозунги буржуазных политиков, не подкрепляемые реальными действиями в экономике, пока что оборачиваются прямыми потерями для рядовых российских граждан.

 А действий таких до сих пор не просматривается, и это подтверждает предварительное ознакомление с основными положениями проекта федерального бюджета. Так, жизненно необходимого для нашей страны разворота в сторону поддержки отечественной высокотехнологичной промышленности и сельского хозяйства, реального импортозамещения в нём, как и в прежних бюджетах, не наблюдается.

 Более того, власть, словно сторонний наблюдатель, констатирует спад капиталовложений в экономику.

К примеру, при упоминавшемся выше обсуждении проекта бюджета в правительстве министр экономического развития РФ А. Улюкаев, в частности, подтвердил факт замедления инвестиционного процесса в стране. «Сейчас мы имеем минус 2,5 процента инвестиций в основной капитал, — заявил он. — Примерно такая тенденция сохранится и до конца года».

 Эти слова прямо означают, что никакого промышленного и аграрного прорыва в следующем году ожидать не приходится: чем прорываться-то, если основные фонды предприятий попросту ветшают и сокращаются?! Кстати, это косвенно подтверждает и сам министр, когда говорит, что «начиная с 2016 года мы ожидаем восстановления инвестиций частного капитала на основе роста уверенности и большей прозрачности в макроэкономике и геополитических отношениях. В целом рост инвестиций составит 1,6 процента в 2016 году и 2,9 процента — в 2017 году» (выделено мной. — О.Ч.).

 Во-первых, выходит, что официально взят курс на то, что инвестиции в нашу экономику пойдут не раньше 2016 года? В сегодняшней сложнейшей ситуации спокойно сидеть и терять ещё целый год? Но тогда в каком же году России можно ждать от них отдачи в виде коренного изменения ситуации в производстве и как мы ещё дотянем до этого года?

 Во-вторых, и без учёта этого замечания упомянутый официально прогнозируемый мизерный рост инвестиций чрезвычайно мал (это после двухлетнего-то их абсолютного падения!) даже для восстановления потерянных мощностей в реальном секторе экономики, а нам-то сегодня нужен подлинный промышленный и аграрный прорыв.

 И, наконец, в-третьих, а с чего вдруг глава минэкономразвития так уверен, что вообще будет хоть какой-то рост инвестиций? Ведь факт, что российский частный капитал инвестироваться в производство не хочет, и всё тут. А высшая власть до сих пор ничего не сделала для того, чтобы не то что запустить, но хотя бы вообще начать создавать механизм внутреннего инвестирования в экономику.

 Напротив, частный капитал как бежал, так и продолжает бежать из России. В одном из недавних номеров «Правда» знакомила читателей с цифрами нелегального оттока капитала из нашей страны, который, по данным зарубежных экспертов, только за период с 2002 года составил астрономическую сумму в 1 триллион (!) долларов. Обратим внимание, что в это время у власти уже находился В. Путин, поэтому на Б. Ельцина и его «проклятые девяностые» ответственность не переложишь…

 И сегодня при формировании бюджета правительство косвенно подтверждает неизбежность грядущего продолжения бегства за рубеж столь необходимых стране денег: в период 2016—2017 годов прогнозируется всего лишь сокращение объёма оттока капитала и выхода его «на более приемлемый уровень» — 20—30 миллиардов долларов в год. Но с чьей точки зрения и для кого это «более приемлемый уровень» — в сегодняшней-то ситуации, в которой оказалась Россия? И откуда уверенность, что даже этого «более приемлемого уровня» удастся достичь после того, как отток капитала в нынешнем году может составить от 100 до 150 миллиардов долларов? Никаких решительных мер и на этом направлении до сих пор не принято.

 Вместо этого по-прежнему провозглашаются давно провалившиеся «либеральные» идеи. Вот и президент В. Путин на недавно прошедшем в Москве международном инвестиционном форуме с более чем громким названием «Россия зовёт!» объявляет: «Курс на открытость экономики остаётся!» Так и хочется спросить: ну и много ли вы «наоткрывали», если не считать оттока капитала из России? И если опять же сам президент на упоминавшемся форуме обещает, что «ограничения по движению капитала вводиться не будут», то, спрашивается, за счёт каких средств он и его команда думают обеспечить в России тот самый «технологический рывок», о котором говорилось на форуме?

 Нет, очевидно, что либеральная команда, засевшая во властных структурах, не желает ничего менять в своей губительной политике. Опять же на форуме «Россия зовёт!» было сообщено, что «не исключается» (!) возможность продажи в ближайшее время ряда энергетических предприятий. Как будто мало распродали за последние два десятилетия! Значит, опять планируется вовсе не активизация роли государства с помощью остающихся пакетов акций в крупнейших компаниях, а совершенно обратное действие. Спрашивается: чем же российское руководство собирается наполнять бюджет и обороняться от действий консолидированного Запада?..