Почему российское правительство поощряет пьянство

На модерации Отложенный

В текущем году минимальная цена на крепкие спиртные напитки менялась два раза. В августе состоялось очередное повышение, после которого водка в стране уже не может стоить дешевле 220 рублей за пол-литра. Впрочем, хотя за последние годы сорокаградусная подорожала в несколько раз, она по-прежнему остается относительно дешевой. Достаточно сравнить доступность крепкого алкоголя сейчас и в любой советский период. Так что ценам еще есть куда расти. Однако правительство решило иначе — в следующие два года повышения акцизов не будет.

С самого момента изобретения водки государство Российское оказалось меж двух огней. С одной стороны, торговля спиртным в условиях плохого налогового администрирования была наилучшим способом перекачки денег из карман граждан в казну. С другой, пьянство превратилось в настоящий бич для страны, и неумеренные возлияния серьезно сказывались на развитии экономики. Как правило, власти предержащие руководствовались сиюминутными соображениями и никакой борьбы с алкоголизмом не вели. Тем более в предвоенные времена.

И практически всю историю страны водка была весьма недешевым удовольствием. Так, в последний мирный год Российской империи на среднюю зарплату можно было купить чуть более 50 пол-литровых бутылок. В первые советские десятилетия этот показатель еще уменьшился, и в канун Великой Отечественной упал до 29 бутылок.

В советское время водка, ко всему прочему, играла еще и специфическую роль в финансовой политике государства. Продажи крепкого спиртного позволяли регулярно изымать из экономики избыточную денежную массу. Тем не менее, относительная цена водки продолжала расти. Апофеоз наступил во второй половине 1980-х годов, когда грянула антиалкогольная компания. Тогда сорокаградусная стоила больше 9 рублей, и на среднюю зарплату можно было купить всего 20 бутылок! Заметим, что лишь столь радикальными мерами удалось снизить потребление алкоголя в горбачевскую эпоху. Правда, одновременно сверхдорогая водка привела к буму самогоноварения, а упущенные государством средства послужили одной из причин финансового кризиса в стране и в итоге развала СССР.

В 1992 году почти вековая госмонополия на производство водки была отменена. Это немедленно привело к обвалу цен. Все продукты и непродовольственные товары относительно доходов населения стремительно дорожали, а спиртное дешевело. В итоге к 2000 году на зарплату среднестатистического россиянина опять можно было приобрести 50 поллитровок. В новом веке водка практически не дорожала, а доходы населения стабильно росли. И к концу десятилетия доступность спиртного вышла на какой-то запредельный уровень: 200 бутылок на среднюю зарплату.

И тогда правительство сменило стратегию, сначала резко увеличив акцизы, а затем установив минимальную цену. За четыре года водка подорожала почти вчетверо, но по-прежнему ее стоимость не сравнима ни с царским, ни с советским, ни с ранним постсоветским периодами. Частично, конечно, это легко объясняется беспрецедентным благосостоянием населения. И все же объективно спиртное в России слишком дешевое.

Результат вполне предсказуем: в России сейчас, по разным оценкам, от 2 до 5 миллионов алкоголиков и 12 миллионов граждан, регулярно злоупотребляющих крепкими напитками.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, по употреблению чистого этилового спирта на душу населения Россия находится на четвертом месте в мире после Белоруссии, Молдавии и Литвы.

Крепкий алкоголь в России сейчас стоит в два с лишним раза ниже среднемирового уровня. Более того, цены на спиртное в нашей стране уступают показателям любой из стран ЕС. Лишь у двух самых новых и бедных членов Евросоюза — Болгарии и Румынии — сопоставимый с РФ уровень цен на алкоголь. Даже в Эстонии, куда по выходным ездит за алкоголем соседняя Финляндия, водка в 2012 году стоила в полтора раза больше.

О скандинавских странах, где население, как и в России, исторически склонно к крепким напиткам, и говорить не стоит. Антиалкогольные законы совершенно драконовские. Мало того, что алкоголь там запредельно дорог, так еще и условия его приобретения максимально затруднены. Так было не всегда: поговорка «пьян, как швед» в XIX веке ходила по всей Европе. Понимая, что алкоголизм угрожает национальной безопасности, Стокгольм принял меры, что в конечном итоге и привело к той политике алкогольной нетерпимости, наблюдаемой у шведов сейчас.

Россия только вступает на этот путь. И, естественно, недовольных будет много. Дело в том, что простым указом решить столь глобальную проблему нельзя. Во-первых, существует проблема суррогата. Собственно, она и при нынешних ценах не решена, а что произойдет в случае удорожания, и вовсе предсказать сложно. Во-вторых, Россия входит в Таможенный союз. Значит, более дешевое спиртное из Казахстана и Белоруссии может беспрепятственно пересекать наши границы. Все усилия Москвы ограничить этот поток пока ни к чему не привели — государства-партнеры не желают упускать прибыль. Предложение повысить акцизы также было воспринято в Астане и Минске без энтузиазма.

В общем, удивляться тому, что акцизы в обозримом будущем останутся на нынешнем уровне, не следует. Как заявил в интервью «Ленте.ру» председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, антиалкогольная кампания, которая велась последние пять лет, фактически завершилась. «Это ужасно, конечно. На мой взгляд, цена на водку должна расти быстрее, чем на пиво или вино. Думаю, что по справедливости водка должна стоить минимум 500 рублей за бутылку», — подчеркнул он.

По мнению Янина, приостановка «кампании за трезвость» может быть вызвана тем, что «пьяными людьми управлять легче». Впрочем, здесь сказывается и страх снижения поступлений от акцизов. В кризис, когда бюджет нужно наполнять любыми способами, это чревато самыми неприятными последствиями. И так было всегда. В СССР всякая борьба за трезвый образ жизни прекратилась, как только понадобились деньги на индустриализацию. В первые годы постсоветской России цены на водку старались не повышать, чтобы население хоть как-то могло найти утешение от коллапса всего и вся, отсутствия работы и нищеты. Зачем доступная водка понадобилась сейчас — скоро узнаем.