Хамство - искусство или непозволительная роскошь
«Подумайте, как я могу вызвать его на дуэль? Это все равно что драться с извозчиком, обдавшим меня грязью. Лучше поскорее переодеться». Пушкин
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего,
и выйдя, рассказал двум братьям своим...
О хамстве говорить ужасно сложно. И дело не только в опасении впасть в дидактику.
Хамство бытовое и хамство трамвайное все мы более-менее четко ощущаем. Сложнее, когда дело касается более тонких сфер. Что считать хамством, например, в живописи, на сцене или в колонке Сноба?
Повествованием о грехопадении Хама начиналось всякое наставление о правилах хорошего тона. Характерно, что причиной дуэли часто становилось, не откровенно хамское поведение даже, а просто вздорный склад мыслей, тон, неосторожное высказывание по адресу других, совсем даже незнакомых, лиц. Пораженного хамским пороком безжалостно выдергивали из общества, как сорняк из грядки.
Известно, как трудно это понятие перевести или истолковать. Его тонкая, эфирная сущность ускользает от определений. Оно из разряда «чувствую, а объяснить не могу», как вообще большинство базовых понятий: любовь, жизнь, нравственность, цельность, культура, пошлость, роскошь или искусство.
Первопричины хамства
Необходимость показать свое собственное превосходства основана на том, что хам в глубине души всегда недоволен и собой и окружающими. Его самооценка невысока, т.к. он чувствует свою недосягаемость до естественного человека (наличие - принципов, совести, милосердия, ответственности), а потому он окружающих пытается понизить ниже своего уровня. Находясь в толпе, сидя в директорском кресле или будучи колумнистом на Снобе, хам свою несостоятельность, ограниченность, не видение перспектив и путей дальнейшего развития, пытается распространить на окружение или проводить политику, которая может удовлетворять лишь его личные потребности и которая не способствует развитию возглавляемой организации, движения или колонки (если оппозиция не сделает это за него). Потому цель хама - пристыдить, через показ своего превосходства и подавить до уровня, пока "соперник" не будет унижен, через попытку осадить собеседника, говоря примерно таким образом: "Люблю по носу щелкнуть, не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие мои...".
Рассказывают, что в послевоенной Одессе, где хамы размножились немеряно и обижали людей и днём и, особенно, ночью, от них смогли избавиться в недельный срок. Главнокомандующий приказал военным ночью переодеваться в гражданскую одежду и всех «нападающих хищников хамов» беззастенчиво отстреливать. Люди в городе на длительное время перешли в состояние спокойной жизни и самочувствия.
Сегодня психологи предлагают противодействовать хамам путём изменения к ним своего отношения, т.е. предлагают каждому формировать свой индивидуальный способ реагирования на хамство, применяя - способ игнорирования и юмора.
Немного о хамстве в истории...
И сказал: проклят Ханаан;
раб рабов будет он у братьев своих
В понимании библейском хамство - проявление, скажем так, крайнего неуважения меньшим большего (сыном - отца, тварью - Творца). Напротив, для писателя Довлатова, рассматривающего явление в контексте отношений государства и индивида, «хамство - это всегда "сверху вниз", это всегда "от сильного к слабому"».
К 1917 году хамский тон стал столь привычным, что проник уже почти во все стороны общественной жизни; отразился на манере одеваться, держать себя, попал в язык газет, журналов, в устную речь. Его влияние обнаруживалось практически во всех областях деятельности, культуре, искусстве. Он определял направление "прогресса". Прогрессивные литераторы писали романы, герои которых производили отталкивающее, неприятное впечатление, в театре шли пьесы, прогрессивные авторы которых безжалостно смаковали унижение людей, мерзости и отвратительные пороки, низости и непотребство, прогрессивные живописцы списывали с натуры картины самых неприятных и неприглядных явлений и проявлений действительности, выискивали и изображали персонажей, утративших человеческий облик, прогрессивные стихотворцы соревновались в воспевании противоестественного разврата и извращений, на эстрадах и подмостках летних театров и концертных залов пелись скабрезные куплеты и пошлые песенки. Небывалый масштаб приняла в то время и критика Церкви и высмеивание "ортодоксального" вероисповедания. Сбывалось предсказание философа - Грядущий Хам явился.
Известный русский философ Мережковский для наиболее доходчивого выражения близящейся революции, ее мерзости, смрада и ужаса, не нашел тогда образа более подходящего, чем сравнения ее с грядущим Хамом.
И были все основания такому сравнению. Интернационалка, действительно, в деле расшатывания основ Империи наравне с атеизмом особенное значение придавала пропаганде и распространению именно этого порока. Ну, как же, за пропаганду безбожия в православной стране можно и Сибирь схлопотать, а тут скрытое безбожие, в подлом виде. Сказывалось знание своей собственной истории. (Уж не об этом ли проклятии упоминается в известном гимне?). А дальше все как в математической формуле: хамский грех влечет собою рабство у рабов, значит, чтобы поработить страну, нужно спровоцировать народ ея к массовому хамству. Так усилиями революционеров и народников потихоньку приживался в России новый вид общественных отношений - хамский тон.
После этого громадную махину государства оставалось только слегка качнуть.
Сергей Довлатов: «Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом - умноженные на безнаказанность».
По каким внешним проявлениям можно распознать хама?
«Мы овладеваем более высоким стилем спора. Спор без фактов. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнера...
«Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на "ты", сказать: "А вот это не твоего собачьего ума дело", и ваш партнер смягчится, как ошпаренный».
Сегодня, при сложившемся множестве разновидностей, хам показывает себя:
1. Изобилием хвастливых высказываний, направленных на то, чтобы не дай Бог, кто-нибудь не оказался хозяином положения вместо него;
2. Наглостью, бесцеремонностью и презрительностью в высказываниях, по отношению к своим мнимым "соперникам" (тем, кого хам считает за таковых);
3. Частым использованием неприличных выражений, "плоских шуток", в том числе завуалированных. Основная цель шутки - нанести обиду;
4. Презрительным отношением к отрицаемым социальным нормам и сложившемся ценностям, при демонстративном разглагольствовании о "правах человека» или их отсутствии («У нас всего одно лишь право - быть соборованным после смерти»);
5. Наглость у хамов, порой, воспринимаемая как смелость и оригинальность, нравится и пленяет ленивых окружающих ровно до того момента, когда хамство не коснется их лично. Поэтому так много сегодня политиков и уголовников, и политиков-уголовников и хамов - публичных людей во всех проявлениях.
6. Хамы - люди весьма чувствительные к тому, как к ним относятся окружающие, наряду с этим, у них гипертрофированная гордыня, и при невнимании, выражающемся в вежливой демонстрации занятости, они, скорее всего, потеряют к вам интерес. Особенно они чувствительны к лести. Тех кто их поддерживает, они стараются не обижать, дабы иметь поддержку и в дальнейшем.
7. Хам из своего выступления, как правило, устраивает маленький спектакль. Ему всегда мало одного зрителя (по совместительству - участника конфликта), он нуждается в большой аудитории. Его зрители - это и пассажиры транспорта, люди на остановках, очередях в магазине, вплоть до выступления в различных медиа-средствах.
Как можно отделить хамство от эпатажа
Спутать хамство с юмором элементарно. Это чувствуют читатели колонок, не всегда понимающие, еще смеяться или уже закрыть для себя тему.
Бывает непросто отличить хамство от художественных средств. Ясно, что публику надо оглушить, покорить, взять в оборот. Не всегда ясно, где кончается творческое дерзание и эпатаж и начинается хамство. И когда оно начинает подменять собой драматургию, аргументацию в полемике, остроту в шутках.
Бернард Шоу как-то заметил, что некоторые разделяют мнение, что секрет успеха в необходимости обидеть как можно больше людей. Трудно спорить - пришлось бы для начала определять, что такое чувство юмора, какова природа смешного, чем конкретно отличается остроумие от остракизма. А это все тоже из разряда трудноопределяемого.
Хамство - признание поражения, отягощённое нежеланием это признавать. Для самовыражения и самоутверждения вовсе не нужно эпатировать публику хамством.
Хамство - это намеренный переход личных границ или просто отказ их учитывать. Эпатаж - это поиск идентификации.
Эпатаж - форма подачи, хамство же - состояние души.
Чем выше образование, тем больше возможностей сделать хамство тоньше и возвести его почти в искусство. Чем выше культура, тем меньше желаний это делать.
Причины, побуждающие допускать по отношению к себе хамство
Но причины, побуждающие хамить не так интересны, как причины, вынуждающие это сносить.
Наверное, у кого-то такой прочный наружный слой, что легкое похамливание для них вообще незаметно, а интенсивное ощущается как массаж. Но не все же такие. Большинство из нас к хамству очень даже чувствительны и в трамвае реагировали бы на него совсем иначе.
Вполне логично предположить, что читатели подсознательно воспринимают ведущих колонок как вышестоящих. От колумниста ведь зависит очень многое. На момент когда он является Автором колонки, он капитан во время плавания - власть. И все ему позволено.
Как же быть с хамством?
Ну и главное. Непонятно, как вообще с хамством быть.
Оно вызывает шок. Оторопь. Вышибает из колеи. Заставляет глупо улыбаться, не верить своим ушам. «Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить», - говорит Довлатов.
Не все с этим согласятся. Многие даже среди психологов считают, что хамству следует давать отпор. Твердо парировать. Отвечать в том же духе. Не совсем, правда, ясно, в чем тут отпор: ты, наоборот, умножаешь хамство, спускаясь на уровень хамящего. И кто знает, где вы оба остановитесь.
Реагировать на хамство медийное, особенно шутейное, обидой или возмущением считается дурным тоном. Не можешь парировать тем же - смейся. Считай за шутку. Покажи, что чувство юмора у тебя есть - хотя бы в пассиве.
А если вполне в силах дать отпор? Надо ли?
«Мужественный человек не стерпит оскорбления, а благородный человек не нанесет его»
Нравоучения, выводы и призывы
Снобчанин (это звучит гордо!)
СЕГОДНЯ ТЫ ВЫНУЖДЕН,
а. достойно, как человек перед смертью,
б. спокойно, как мужчина в первую брачную ночь,
в. хладнокровно, но чутко, как при переходе реки, по первому ледку:
1. Допустить мысль, что в снобисткую среду проник, существует и бесконтрольно размножается неподдающийся перевоспитанию «вирус хамства». Его следует изучать, а, изучая, постоянно лишать питания и среды для размножения!;
2. Признать, что почти в каждом человеке вирус хамства уже отложил свои следы, которые могут быть смыты и полностью исчезнут, лишь при пристальном контроле их проявления и приложении постоянных личных усилий по их ослаблению. Очищай себя и помогай соседу!;
3. Учиться выявлять в среде человечества проявления хамов и хамства, а, научившись, уверенно их классифицировать. А, выявив, противодействовать - мыслью, словом и поведением (бить никого не надо)!
Комментарии