Почему и как выиграл ставропольский губернатор?

Губернаторские выборы на Ставрополье прошли на удивление честно: даже независимые наблюдатели отмечают, что не было серьезных махинаций с «надомным» голосованием (11% по краю) и открепительными удостоверениями (около 0,5%).

На фоне чрезвычайно низкой явки кандидат от «Единой России», назначенный президентом врио губернатора Владимир Владимиров набрал более 84% голосов (лишь на восьми десятках участков он получит менее 80%).

Такой высокий результат объясняется тем, что несогласные голосовали «ногами», просто не явившись на участки. Ну а сам Владимиров яркие личные качества или оригинальную, привлекательную программу на выборах так и не раскрыл, понадеявшись исключительно на «путинский задел».

Рекорды личные и партийные

Вчера в России голосовали 65 млн человек на 64 тысячах избирательных участков, было зарегистрировано свыше 100 тысяч кандидатов. Но, естественно, всеобщее внимание было приковано именно к тем 30 регионам, где предстояло выбрать губернаторов.

Среди них единственный северокавказский – Ставропольский край.

Здесь триумфатором голосования, как ожидалось, стал кандидат от «Единой России» Владимир Владимиров, который при явке 44,9% получил 84,2% голосов (поскольку он перевалил за «экватор», это исключает проведение второго тура).

В крае нашелся 21 участок, где голоса ему отдали более 95% избирателей, а вот меньше всего голосов Владимиров получил в двух местах: 56,7% на участке в поселке Березовском (Туркменский район) и 56,6% на участке в здании администрации Ессентукского сельсовета (Предгорный район).

Любопытно, что на последнем из двух участков личный «рекорд» показал и кандидат от «Партии свободных граждан» Константин Нартов, набравший тут более 7% голосов (в целом по краю 0,8%).

Доля испорченных бюллетеней (в отсутствии графы «против всех» она является своеобразным аналогом протестного голосования) составила 1,3%.

Второе место получил коммунист Виктор Гончаров (6,1%), причем на 25 участках он сумел набрать более 14%, а вот его персональный «рекорд» пришелся опять-таки на Туркменский район – в поселке Красная Поляна за него отдали голоса 32,9% жителей, а в центре Новопавловска – 28,3%.

Следом за Гончаровым расположилась либерал-демократ Ольга Дроздова (5,3%): для нее самыми урожайными оказались двадцать участков, где она сумела заработать более 12% голосов (на одном из участков в Ессентуках у нее 21,8%).

Наконец, у справоросса Александра Кузьмина 2,3% голосов (на семи участках он сумел получить свыше 10%).

Куда делись 160 тысяч коммунистов?

Поневоле напрашивается сравнение краевого голосования с президентскими выборами 2012 года (тогда был примерно такой же состав кандидатов: четверых поддержали парламентские партии, а пятый, Михаил Прохоров, вроде как олицетворял либеральный электорат).

Так вот, за последние два года коммунисты на Ставрополье потеряли аж 158 тысяч избирателей, справороссы – 16 тысяч, а либерал-демократы – 33 тысячи.

Начинались ставропольские выборы как имеющие реальную интригу: главным оппонентом назначенного президентом врио губернатора Владимира Владимирова выставил свою кандидатуру экс-губернатор (с 2006 по 2008 годы), бывший замминистра сельского хозяйства Александр Черногоров.

В прошлом, кстати, он был «лицом» компартии на Ставрополье, которое традиционно относилось к «красному поясу». А вот на сей раз выдвинули его кандидатуру (видимо, для надежности) сразу две партии – «Трудовая партия России» и «Партия дела».

В итоге Черногоров подал в избирком документы с последнего из двух съездов.

Однако экс-губернатор не сумел пройти «муниципальный фильтр», собрав 223 нотариально заверенные подписи местных депутатов.

Соратник по «Партии дела», публицист-футуролог Максим Калашников распространил в Интернете несколько видеороликов, где обвинил в административном давлении на депутатов власти Ставрополья.

Сам Черногоров пригрозил собрать депутатские свидетельства о принуждении к даче подписи за кандидата от «Единой России» и приобщить к своему обращению в Верховный суд.

Однако обращения в высшую судебную инстанцию страны от экс-губернатора так и не дождались.

Отсюда мы грозили супостату...

Самого Владимира Владимирова снять с предвыборной гонки пытались трижды. Сначала жалобу подал Черногоров.

Штаб врио губернатора в начале июля распространил по краю тиражом 900 тысяч экземпляров цветное восьмиполосное издание «Время вырваться вперед» с агитацией за кандидата, которое «Партия дела» в своей жалобе посчитала периодическим изданием. А агитировать в прессе за кандидатов можно было лишь с 16 августа.

Однако краевой избирком рассудил, что это всего лишь листовка, пусть и пухлая.

Уже перед самым днем голосования в краевую комиссию с двумя жалобами на Владимирова обратилось региональное отделение «Коммунистов России» (их кандидат, пятигорский авиаконструктор Александр Бегак тоже через «муниципальный фильтр» не просочился). 

В одном из предвыборных роликов за Владимирова агитировала директор лицея №14 Ставрополя, заслуженный учитель РФ Валентина Медведева (она является председателем УИК №102), а в теледебатах в качестве доверенного лица врио губернатора участвовала замминистра ЖКХ Ольга Силюкова.

Между тем закон запрещает государственным служащим и членам комиссий вести агитацию на выборах. Однако эта жалоба еще не рассмотрена.

А вот второе обращение «Коммунистов России» краевой избирком отклонил буквально за сутки до голосования.

Суть нарушения: Владимир Владимиров в своем предвыборном ролике использовал видеоряд с праздничного шествия в День победы. В кадре – колонна партии «Коммунисты России», которые несут копию Знамени Победы, в объектив попадают лица ветеранов, среди которых есть и члены оппозиционной партии. Однако на использование своего изображения для агитации чиновнику разрешения они не давали.

Оппозиция липовая или реальная?

Результаты голосования продемонстрировали, что политическое поле на Ставрополье все сильнее сужается.

Например, «Яблоко» отказалось от выдвижения кандидата в губернаторы, мотивируя это нежеланием «унижаться» перед депутатами от «Единой России» при прохождении «муниципального фильтра» (на выборах в краевую думу в декабре 2011 года «Яблоко» вместе с «Правым делом» и «Патриотами России» также отказались от участия в сборе подписей).

Кандидаты от «Коммунистической партии социальной справедливости» (КПСС) и «Коммунистов России» выдвинулись, но «фильтр» пройти не сумели.

К слову, в обеих партиях и процесс выдвижения кандидатов был сопряжен со скандалами. Например, региональное отделение КПСС выдвинуло кандидатом в губернаторы депутата гордумы Ставрополя Олега Черноусова... но оказалось, что это решение не утвердил Центральный комитет КПСС (со скандалом, но все формальности были улажены).

На том же основании был отозван и кандидат от «Коммунистов России», адвокат Олег Кравченко – вместо него по настоянию Москвы был выдвинут упомянутый выше Александр Бегак (к слову, на тот момент еще сохранивший членский билет «Единой России»).

На муниципальных выборах (а они 14 сентября состоялись в 28 муниципалитетах края) помимо четырех парламентских были представлены лишь еще две партии – «Коммунисты России» (два кандидата на довыборах в гордуму Ставрополя) и «Женский диалог» (кандидат в главы Труновского сельсовета, где, кстати, «Единая Россия» своего человека не выдвинула).

В итоге все они проиграли.

Пакт о ненападении

В конце августа руководители 17 краевых отделений партий подписали своего рода пакт о ненападении – соглашение «За чистые и честные выборы», пообещав друг другу, что проведут губернаторскую кампанию без грязных приёмов и нарушений (подписи поставили руководители трех парламентских партий, за исключением ЛДПР).

Кроме того, как обещал журналистам спикер Юрий Белый, уже после голосования при краевой думе будет создан совет непарламентских партий, где также планируют обсуждать вопросы проведения выборов и не только их.

Стоит отметить, что муниципальные выборы, несмотря на широкий географический охват, прошли спокойно. Было лишь две серьезных жалобы, которые касались отказов комиссии в регистрации кандидатов на должности глав поселков.

Первая жалоба поступила от кандидата на должность главы поселка Нового (Георгиевский район), 30-летнего либерал-демократа Дениса Однобурцева, работающего юристом в пятигорской торговой компании «Единство».

Постановлением территориального избиркома ему было отказано в регистрации кандидатом, Однобурцев обжаловал этот вердикт в краевой комиссии, но затем жалобу отозвал.

Такую же жалобу подал в краевую комиссию и самовыдвиженец на пост главы Предгорного сельсовета (Предгорный район) 63-летний частный охранник Геннадий Симонов.

ТИК отказал ему в регистрации на том основании, что сданные им подписи избирателей (16 штук) были выполнены одной рукой. Одновременно кандидат обжаловал решение ТИКа об отказе в регистрации и в Предгорном районном суде, но жалобу отозвал. А краевой избирком счел его права не нарушенными.

В сам день голосования ни одной жалобы в краевой избирком и ТИКи подано не было, отсутствуют такие сообщения и на «Карте нарушений».