Еще раз про Россию и Украину
Недавно я написал статью, в которой заявил, что Западу следует позволить России аннексировать часть Украины в обмен на вступление остальной части страны в НАТО, а затем и в ЕС. Неожиданно (кхе-кхе) это предложение вызвало споры. Его представили как подарок России и как предательство Украины, хотя в случае его реализации подавляющее большинство украинцев смогли бы жить под защитным зонтиком НАТО, а впоследствии в условиях демократии, власти закона и относительного достатка, которые дает членство в ЕС.
В статье я косвенно высказал одну мысль, которую, как мне сейчас кажется, я должен был изложить недвусмысленно и открыто. Суть ее - в следующем. Похоже, что политики и комментаторы в Вашингтоне исходят из того, что сила (а скорее, бессилие) и пассивность России в 1990-е годы — это ее естественное состояние. А напористость и активность России со времен подписания Пакта Молотова-Риббентропа и вплоть до падения Берлинской стены — это аномалия, вызванная мессианством коммунистической идеологии. Следовательно, приход к власти и усиление Путина вкупе с самоутверждением России представляет собой аномалию и требует исправления. «Нормальная» Россия не должна вмешиваться в дела соседей, а когда она делает это, ей нужно активно и коллективно противостоять.
Но по моему убеждению, если взглянуть на более длительный отрезок российской истории (начиная с Киевской Руси), то мы поймем, что все как раз наоборот. «Нормальное» состояние России — это усиление влияния на соседние страны. А ее бездеятельность и вялость в 1990-е годы были исторической случайностью, вызванной социально-политической травмой, какие случаются очень редко. Думать о том, что Россия неизменно будет вести себя так, как во времена Ельцина, когда российский президент бездельничал в розовом саду, всегда было фантазией. А попытки изобразить дело так, будто Россия не станет самоутверждаться в своей сфере влияния в ближнем зарубежье, разумны не больше, чем стремление затолкать ледник обратно туда, откуда он сполз.
Типичный ответ на мою статью был таков: если мы отдадим Путину Крым, он затем нападет на Прибалтику и Польшу. Но здесь есть очень важное отличие. Прибалтийские страны и Польша являются членами НАТО. И если Североатлантического альянса боялся сам Сталин, я не понимаю, почему его не будет бояться Путин. Возможно, я ошибаюсь — и в этом случае у нас будет либо третья мировая война, либо крушение Соединенных Штатов Америки как авторитетной и надежной сверхдержавы в эпоху всеобщего хаоса.
Но мне кажется, что я прав, потому что Путин - не сумасшедший. Он напористый и дерзкий, но не сумасшедший. А если Путин хочет развязать третью мировую, он сделает это в любом случае. Поэтому нам лучше ударить первыми, применив все имеющиеся силы и средства. Но мы же на это не пойдем, не так ли?
По этому поводу я написал в «Твиттере», что нынешняя ситуация в меньшей степени напоминает Германию 1938 года и в большей — Германию 1919 года. Хотя аналогии с Мюнхеном иногда правильны (например, мне кажется, что они весьма уместны, если говорить об иранской ситуации), я уверен, что в данном случае они ошибочны. Теории домино иногда верны, а иногда ошибочны. Существует общепринятое мнение, что Версальский договор стал для Германии катастрофическим унижением, которое не могло не породить недовольство и реваншизм, и что бестактность союзных держав (в основном Франции) стала главной причиной прихода к власти Гитлера. А вот еще один пример. Говорят (возможно, недостоверно), что Бисмарк в 1871 году выступал против захвата у Франции Эльзаса и Лотарингии, потому что в этом случае Франция превратилась бы во врага, стремящегося к реваншу, а Германия не в состоянии выигрывать все войны. Сколько людей можно было бы спасти, если бы к его совету прислушались? Россия до сих пор ощущает себя униженной и проигравшей в холодной войне. Великим державам целесообразно проявлять великодушие по отношению к другим великим державам, потому что их слабость непродолжительна. На Венском конгрессе Меттерних был против унижения Франции, хотя Франция унижала каждую вторую страну в течение четверти века. Добившись своего, он положил начало эпохе мира, которая длилась сто лет. Это главная причина, по которой Черчилль в Ялте потребовал для Франции статуса великой державы. И если Рузвельта пришлось в этом убеждать, Сталин очень хорошо понимал суть проблемы. Именно в этом - основа государственной мудрости. Ждать от России, что она будет бездействовать, пока Украина швартуется к западному блоку, это идеологическое заблуждение того же порядка, что и фантазии ирредентистов.
Я несколько раз бывал на Украине, и я люблю эту страну. Я хочу, чтобы большинство украинцев пользовались благами членства в НАТО и ЕС. Но мы должны реалистично оценивать историю этого региона и задействованные сегодня силы.
Комментарии
ибо никто из "крымнашевцев" и "собирателей земель русских" даже понятия не имеет, чем им обернется последний имперский пшик России...
допустим, что "запад" зассал и все сдал... и что?
1. сухопутный корридор в Крым надо еще отвоевать, но "победители" мысленно ВСУ уже не принимают в серьез, что абсолютно не оправдано!
2. санкций пока никто не ощущает, но их воздействие постепенно даст о себе знать. а война дело недешевое, даже для России, страны с внушительным валютным запасом.
3. угар побед рано или поздно сменится похмельем как для наварусни, так и для великой русни.
4. проблемы русни никто не решает, всецело перефокусировавшись на внешнюю политику, правящая ОПГ просто выигрывает время отвлекалками, прекрасно зная, что тяжелый кризис неизбежен, но надеясь на отмазку войной...
5. Изоляция и полная деградация русни до последнего вздоха г-на Пэ- Же- единственная реальная перспектива, однако население русни, похоже, готова к такому "счастью"
чтож, "если им можно, то можно и нам"- логика, работающая порой на опережение, является прочным моральным фундаментом русни, то исход такой политики предрекаем...