10 лет трагедии Беслана: чьей правде вы верите?

В 2004 году была проведена серия терактов, осуществлённых чеченскими террористами и их пособниками:

6 февраля - террористом-смертником было приведено в действие взрывное устройство мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте в вагоне поезда московского метрополитена. В результате взрыва погиб 41 человек и более 250 получили ранения.

9 мая - во время празднования Дня Победы в городе Грозном в результате взрыва заложенной в трибуне стадиона бомбы (одной из двух) погибли президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров и председатель Госсовета Хусейн Исаев.

21-22 июня - группировкой под предводительством Шамиля Басаева было предпринято широкомасштабное нападение на столицу Ингушетии - город Назрань, в ходе которого погибло 95 человек, в том числе 25 мирных жителей.

24 августа - взрывы самолётов Ту-154 и Ту-134 в воздухе над Тульской и Ростовской областями, осуществлённые террористками-смертницами. Погибли 90 человек.

24 августа - взрыв на остановке общественного транспорта на Каширском шоссе в Москве. Ранены 4 человека.

31 августа - женщина-смертница привела в действие взрывное устройство у станции метро «Рижская» (Москва). Погибло более 10 человек, и ещё 50 получили ранения и были госпитализированы.

Утром 1 сентября 2004 года группа боевиков захватила в заложники детей и учителей школы №1 Беслана, небольшого города в Северной Осетии. В заложниках оказалось около 1200 человек. 3 сентября состоялась силовая операция. 334 человека погибли, из них 186 детей, 17 учителей и 12 сотрудников силовых структур. Свыше 800 человек были ранены. Из боевиков поймать удалось одного - Нурпаши Кулаева. Он был приговорен к пожизненному заключению.

Ночью 4 сентября в Беслан прилетел президент Владимир Путин. На совещании в оперативном штабе Путин выразил соболезнования Северной Осетии и подчеркнул, что силовой операции в Беслане не планировалось.

Расследование обстоятельств теракта проводили несколько независимых друг от друга комиссий, экспертных групп и общественных организаций, однако многие обстоятельства, включая реальное количество террористов, возможный побег многих из них, действия правительства во время переговоров и штурма здания, а также причины ограниченного и противоречивого освещения в СМИ, оспариваются до сих пор.

1. 22 сентября 2004 года к работе приступила Парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств совершения теракта в Беслане под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - Александра Торшина. Работа комиссии длилась до 22 декабря 2006 года, когда был опубликован окончательный текст доклада.

Комиссия пришла к выводу, что теракт стал возможен из-за невыполнения на местах требований по безопасности МВД России. Обвинения в халатности были предъявлены бывшим начальнику северо-осетинского РОВД Правобережного района Мирославу Айдарову, его заместителям Таймуразу Муртазову и Гураму Дряеву, а также начальнику Малгобекского РОВД (Ингушетия) Мухажиру Евлоеву и его заместителю Ахмеду Котиеву.

29 мая 2007 года суд Пригородного района Северной Осетии амнистировал Айдарова, Муртазова и Дряева, так как они попали под амнистию 2006 года. 5 октября 2007 года Верховный суд Ингушетии вынес оправдательный приговор Евлоеву и Котиеву на основании вердикта присяжных, посчитавших недоказанной вину сотрудников МВД.

2. Депутат Государственной думы РФ и доктор технических наук, Юрий Савельев, входивший в состав парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта, разошёлся во мнениях с остальными членами комиссии. Савельев составил собственный доклад под названием «Беслан: правда заложников», согласно которому события складывались следующим образом:

В захвате принимало участие от 56 до 78 боевиков, которые приехали, как минимум, на четырёх машинах. На третий день с крыши соседнего со школой дома в чердачное помещение спортзала был произведён выстрел термобарической гранатой. В результате взрыва во всём чердачном помещении возник пожар, который потом распространился в спортзал. Через 22 секунды после первого выстрела, по залу был произведён второй выстрел, уже гранатой осколочно-фугасного действия с тротиловым эквивалентом 6,1 кг. Значительное число заложников в спортзале погибло именно в результате этих первых двух взрывов, после чего спецподразделения начали запланированный штурм здания.

В ходе штурма по зданию школы велась стрельба из огнемётов, гранатомётов и танков в то время, когда внутри находились заложники. Также в докладе сказано, что тушение пожара началось более, чем через два часа с момента возгорания и что многим боевикам удалось уйти.

3. 10 сентября 2004 года на заседании Парламента Северной Осетии была создана депутатская комиссия по рассмотрению и выяснению обстоятельств теракта под председательством Станислава Кесаева. 29 ноября 2005 года комиссия представила свой доклад. Представленная комиссией версия событий опередила выход доклада Торшина и существенно отличалась от него, в то время как, в некоторых вопросах совпадала с «Особым мнением» Савельева. В частности, в докладе утверждалось, что:

- Первые два взрыва 3 сентября произошли в результате выстрелов из гранатомёта или огнемёта: поскольку плохая видимость затрудняла работу снайпера для ликвидации боевика, стоявшего на замыкающей педали.

- Пожар в спортзале возник непосредственно после первых взрывов.

- В 13:30 внутри спортзала «судя по всему, разорвалась одна из бандитских мин», ставшая причиной, третьего, самого мощного взрыва.

- Между 14:00 и 14:30 танк № 328 произвёл несколько залпов «болванками» по столовой и кухне.

- В 16:30 танк № 325 практически в упор расстрелял помещение столовой, находящееся над входом в подвал.

- В 17:30 в подвал районного отдела УФСБ РФ по РСО-Алания были водворены три человека, предположительно боевики, чьи данные так и не были опубликованы.

- В 21:00 по зданию школы производилась стрельба из танка и гранатомётов.

- Помимо оперативного штаба во главе с В. Андреевым функционировала «закрытая и загадочная» структура, куда входили заместители директора ФСБ Владимир Проничев и Владимир Анисимов, которые, согласно отчёту Торшина, выступали в роли консультантов оперативного штаба, но не являлись его членами.

- Оперативный штаб знал примерное количество заложников, но не озвучивал реальную цифру, предпочтя опубликовать цифру «354».

- Эвакуация раненых стала возможной, «лишь благодаря гражданским лицам из числа жителей Беслана, других городов и районов Осетии».

4. Доклад вызвал негативную реакцию представителей комитета «Матери Беслана»: комиссии ничего дополнительного не сообщили о причинах трагедии и не выяснили суть деятельности руководителей ФСБ и МВД, официально не входивших в состав оперативныго штаба Дзасохова.

Отсутствие объективного расследования теракта российскими властями, - один из пунктов обращения этой организации в Страсбургский суд. "Мы искали правды, - объясняет Сусанна Дудиева, председатель комитета "Матери Беслана". - Мы требовали назвать имена виновных, требовали наказать структуры, которые недоработали, которые виноваты в том, что вооруженные террористы прошли в Беслан". По ее словам, "накануне теракта все силовики в республике знали, что возможен теракт" и "был приказ из Москвы обезопасить места массового скопления людей, школы, детские сады. Эти факты содержатся в материалах уголовного дела против сотрудников Правобережного РОВД Северной Осетии и Малгобегского РОВД Ингушетии, которых в итоге оправдал суд присяжных. Никто не наказан, кроме Кулаева. Ни один министр, генерал, чиновник не лишился своего кресла, не снял погоны, не пошел под суд. Суд взял сторону государства - даже в тех случаях, когда было очевидно, что версия следствия несостоятельна. Ну не могли 33 террориста, с взрывчаткой, оружием, снаряжением, влезть в один ГАЗ-66. Мы проводили эксперимент - это невозможно. Но суд счел это возможным. Зато показания Кулаева о том, что террористы готовы были отпустить по 150 детей за каждого из четырех названных ими для ведения переговоров людей (Аслаханова, Зязикова, Дзасохова, Рошаля), суд счел неубедительными", - рассказала женщина.

5. Риторический вопрос к президенту РФ. Который заявлял, что единственной целью оперативного штаба был поиск путей к спасению заложников и что "силовой операции в Беслане не планировалось". Значит ли это, что Путин был готов уйти в отставку (как того требовали террористы) и выполнить остальные их условия? Если нет, то каким иным образом можно было спасти заложников в заминированном здании?