Заметки киевлянина накануне Дня знаний

На модерации Отложенный

"Последние месяцы жить в Киеве было морально невыносимо. Все разговоры на улицах, в транспорте, в метро - это сплошная, плохо скрываемая, а иногда и специально распаляемая ненависть.

Я помню "оранжевую революцию", когда люди в маршрутках дрались между собой из-за политических разногласий - кто-то за Ющенко, кто-то за Януковича. Сейчас не дерутся, потому что почти все "за единую Украину", но готовы убить любого, кто скажет слово против. Поэтому так мирно сейчас в Киеве - многие просто молчат. Мы и на улице последнее время не гуляли: на площадке родители сидят, пьют пиво, семечки лузгают, рассуждают о подлых "ватниках". А дети играют в "бандеровцев". Если ты за единую Украину - это идиллия, а как по мне - какая-то кошмарная картина. [...] Молчать я начал с марта, после их победы. До этого еще пытался спорить и объяснять: что вы делаете, вы же своими прыжками разрушаете государство. На меня смотрели, кивали, а глаза у собеседников уже были какие-то стеклянные. Потом понял - чай на майдане был все-таки с "начинкой"."

***

Стеклянные глаза... Да, именно. Это очень точное определение. Когда человек делает с огромной уверенностью то, суть чего он не понимает. Или понимает ровно наоборот. Когда убивает брата, которого назначили террористом, или помогает убивать, или оплачивает это убийство, или просто ненавидит всей силой затравленной души. Это страшно и невероятно, потому что ещё вчера при всех их тараканах это было не так. Они были нормальными людьми, они пели с нами русские застольные песни и признавали в нас братьев, хоть и уже начинали считать себя отдельной нацией. А теперь стеклянные глаза и полная убежденность, что русский их враг. Не все, но большинство. Остальные молчат или уезжают (некоторые в ополчение).

Сейчас в России все так устали от ужасов войны и кровавых преступлений хунты, которая долгие месяцы уничтожала Донбасс, что готовы махнуть рукой и признать, что украинцы сплошь и каждый первый дебилы, фашисты, преступники, укропы и пр. Даже хуже - враги. Это не менее страшно, чем стеклянные глаза с той стороны. Когда ополченец матерно воспитывает пленного карателя и на камеру пытается вбить ему правду, это при всей жёсткости (впрочем, для войны очень даже гуманно) воспринимается нормально. Так и надо, хоть какой-то разговор между русскими людьми. Но когда мы, сидя у телевизора и компьютера, называем их укропами - всех тех, кто так же сидит у телевизоров и компьютеров на Украине и "поддерживает АТО", в этом есть какая-то ошибка. С одной стороны, такая реакция понятна - ибо заслужили: если родители, учителя и старшеклассники в киевской школе на 1 сентября кричат Яценюку "Слава героям!", то они, конечно же, автоматически несут определённую вину в гибели людей Донбасса. Но она не правильная. Это не полная правда. Полная в том, что нас стравила третья сторона, ей удалось это, мы назвали друг друга врагами и отчаянно молотим друг друга "Градами". В России уже гораздо реже звучит хунта, вместо неё - "укропы", стирающее грань между верхушкой и их заложниками. И потому когда в ответ на приглашение брату приехать в Россию на время всеобщей мобилизации, объявленной на Украине, я получаю "скоро вам придётся сматываться" - это трагедия не только внутриукраинская, она и российская. Это трагедия всего русского мира и моя лично.

Она уже свершилась, с ней приходится жить. И не понятно, как с этим быть далее. Уничтожать "укропов"? Ну вот положили у Саур-Могилы тысячи и тысячи, ополченцев тоже погибло немало. Полили обильно славянской кровью ту землю, где 70 лет назад били немцев. Как это оценивать? Как победу Новороссии, конечно же. Но удовольствия большого не испытываешь. Поскольку там лежат кости тех, кто мог бы жить и работать на славу родной земле и всего русского мира. Если бы не те самые злополучные стеклянные глаза...

Что с ними сделать, с этими глазами? Ведь это душа, находящаяся под властью морока, злобы и хаоса. Автоматами и "Градами" её не изменить, ответным насилием не исправить. Напугать да, можно, заставить дрожать от страха, вогнать в землю и изгнать прочь - да, но не обрусить, не оживить глаза, не вернуть в родной дом. Это хорошо видно на видео допросов ополченцами - каратели и солдаты за редким исключением не раскаиваются, они только могут впасть в истерику и проявить слабость, но не осознать, что совершили ошибку и преступление. Прогнать "укропов", очистить от них Донбасс - да, можно, хоть и сложно, ведь они тоже способны замолчать и притворится. Допустим, решили очистить от них Харьков, Запорожье, Одессу Днепропетровск даже, но ведь это сотни тысяч людей со стеклянными глазами. Милых мужчин и женщин с детьми и своими маленькими радостями, но при этом с уже изменённым сознанием, который видит в донбассовцах террористов, а в России главного врага. Как с ними быть? Трудовые колонии и принудительное перевоспитание, как сейчас решили поступать ополченцы с карателями? Но то каратели, а тут мирные жители, не стрелявшие и не бомбившие, но с совершенно ненавистническим мировоззрением, с дикой злобой ко всему "кацапскому". Хорошо, допустим, как-то справимся, а что с остальной не освобождённой Украиной? Оставить её во власти морока, позволить укрепиться в их головах фашизму и русофобии? Ибо независимо от судьбы Порошенко и смене первого лица хунты режим этот останется русофобским, и будет только жёстче и отвратительнее. Убедить себя, что там уже не люди, а зомби? Неисправимые и не достойные жалости...

Нет, этого нельзя допустить. Внутри себя нельзя дойти до такого. И нужно постоянно напоминать себе, что это люди, нормальные и прекрасные люди, русские в своей основе. Но оболваненные, предавшие и преданные, ведомое на убой как стадо и аплодирующие убийствам - со стеклянными глазами и замороженной душой. Если мы задумаемся не только о том, как отстоять Новороссию и защитить жителей Донбасса, но как жить дальше после такой трагедии, как спасти миллионы жителей Украины, то так или иначе упрёмся в недостаточность войны и физического освобождения городов и сёл многострадальной земли, в необходимость изменить прежде всего души и глаза этих людей, их внутренний мир. А это тот самый набивший оскомину, но так и не решённый вопрос идеологии, перевоспитания, ценностного вызова нацистскому мороку, спасения людей не оружием, но силой праведного слова. До тех пор пока именно этот вопрос не станет главным в повестке дня российского общества и российского государства, пока он с лихвой не перекроет газовый, военный и любой другой вопрос, до тех пор мы не одержим истинной победы, даже если войдём в Киев парадным маршем.