Кто заплатит за АТО?
На модерации
Отложенный
Наполеон говорил, что для войны нужны три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги. Война на Донбассе – не исключение. Денег в украинском бюджете много не было никогда, а сегодня – тем более.
Ранее в правительстве уже заявляли: мол, уже с 1 августа платить военным станет нечем. А коль скоро к этому моменту закончить войну на Донбассе возможным не представляется, стало ясно: надо придумывать, где взять деньги, притом – много.
И – придумали! 28 июля премьер-министр Украины заявил, что украинское правительство намерено «порадовать» граждан новым налогом – 1,5% от заработной платы всех без исключения работающих украинцев предлагается направлять на оплату расходов по антитеррористической операции.
По всей видимости, новый налог будет утверждён 31 июля на внеочередном заседании парламента. Соответствующий проект уже внесён в повестку дня Верховной Рады, хотя сам текст законопроекта на сайте парламента отсутствует. По слухам, правительство и парламентарии до сих пор не определились с полным перечнем мер, с помощью которых предполагается мобилизовать в бюджет дополнительные средства.
Ранее в качестве одного из источников денег на войну предлагалось повысить плату за пользование недрами и лишить налоговых льгот агропромышленный комплекс. Именно после провала 24 июля голосования за соответствующие законопроекты Арсений Яценюк заявил о своём уходе в отставку. Впрочем, «УДАР» и «Свобода» уже заявили, что принимать отставку правительства не намерены.
Похоже, выход из сложившейся ситуации, чреватой возникновением нового политического кризиса (в дополнение к военному кризису на Донбассе и экономическому – в стране в целом) найден именно в виде того самого «военного налога». За войну заплатит население, которое, в отличие от олигархов, своего лобби в парламенте не имеет.
К слову, это уже не первый случай, когда именно гражданам Украины предстоит приходить на помощь государству в сложной ситуации. Ранее на украинцах уже сэкономили, заморозив пенсии, отменив или снизив детские пособия, подняв цены на коммунальные услуги, акцизы на некоторые виды товаров народного потребления и так далее. Так что «военный налог» представляется мерой вполне последовательной – хотя и весьма далёкой от того, что называется социальной справедливостью.
С другой стороны, расходы, которые планируется покрывать за счёт новых поступлений, также решили сократить. Об этом Яценюк сообщил на том же брифинге. Разумеется, сэкономить на войне возможным не представляется: на эти нужды, как и раньше, планируется выделить 9 миллиардов гривен. Зато на восстановление Донбасса после войны предлагается потратить не 8, как раньше, а всего 3,3 миллиарда гривен до конца года. Эта сумма примерно соответствует размеру годового бюджета Одессы, а ведь на неё предстоит восстановить серьёзно разрушенный регион, численность населения которого составляет 6,5 миллионов человек! При таком финансировании программы восстановления Донбасса будут носить весьма… фрагментарный характер, и эта зима для жителей востока Украины будет весьма и весьма непростой.
Что же до денег, которые граждане Украины заплатят за то, чтобы украинская армия могла и дальше воевать на Донбассе, то они в конечном итоге также пополнят карманы бизнесменов. Причём зачастую – при обстоятельствах, вызывающих массу вопросов.
Ещё в мае лоббистам почти удалось «пропихнуть» в украинское законодательство норму, делающую госзакупки для нужд армии существенно менее прозрачными. В частности, сообщения о закупках не надо было публиковать в «Вестнике госзакупок». После скандала норму из закона убрали. Но осадочек, как говорится, остался.
Впрочем, военные тендеры и без этого весьма скандальны. К примеру, главным поставщиком топлива для украинской армии предсказуемо оказался олигарх Игорь Коломойский. На его структуры приходится примерно половина продаж топлива, которым заправляют правительственные танки, БТРы и самолёты.
Коломойский уже заработал на поставках топлива более 200 миллионов гривен. Ещё хуже то, что многие победители «топливных» тендеров явно не намерены с пониманием относиться к сложному положению, в котором оказалась страна. Особенно рьяно проявляют склонность к лёгкой наживе фирмы-однодневки – вроде компании «Аметист-пром», поставившей одесским пограничникам топлива на вполне круглые суммы по цене, которая превышает розничную на 10-15%.
Вообще, по странному стечению обстоятельств, фирмы, выигрывающие тендеры на поставки той или иной продукции для военных нужд, нередко оказываются либо связанными с теми или иными сильными мира сего. К примеру, обувь бойцам АТО поставляет фирма «Таланлегпром» (принадлежит сыну «ющенковского» губернатора Сумской и Черниговской областей Николая Лаврика), машинные масла – компания «Агринол», которую связывают с нардепом Александром Пономарёвым…
Но вернёмся к «плате за войну»: помимо прямых издержек здесь имеются также косвенные. Взять к примеру компанию «Нафтогаз Украины», убытки которой за первое полугодие 2014-го года составили 51,6 миллиарда гривен. К убыточности «Нафтогазу» не привыкать, но цифра шокирует: она втрое выше, чем за аналогичный период предыдущего 2013-го года! Причина проста: «Нафтогаз» зарабатывал на продаже газа промышленным предприятиям, и за счёт этого отчасти компенсировал убытки от продажи газа населению. Но в ходе войны на востоке многие «клиенты» компании в газе нуждаться перестали, так что «прибыльный» рынок сократился – а вот население в газе нуждается не меньше, чем прежде.
В самом «Нафтогазе» предпочитают не искать сложных путей решения проблемы – и снова «нагрузить» население, приблизив цены для граждан к ценам для промышленности. В частности, именно такой путь предложил глава предприятия Андрей Коболев ещё в начале июля.
А пока население снова готовят к необходимости больше платить за газ, олигархи получили возможность меньше платить за нефть. Речь идёт в первую очередь всё о том же Игоре Коломойском – главном покупателе украинской нефти собственной добычи, реализуемой государственной компанией «Укрнафта». По закону всю добытую нефть госкомпания реализует на аукционах, порядок проведения которых определяет Кабмин. Впрочем, в аукционах, как правило, участвуют только структуры, так или иначе близкие к группе «Приват» Коломойского, так что итоговая цена, по которой «уходит» нефть отечественной добычи, редко существенно отличается от стартовой. Так вот, 15 июля Кабмин решил, что эта самая стартовая стоимость должна составлять 85% от стоимости импортируемой в Украину нефти. В конкретной ситуации, существующей на нефтегазовом рынке Украины на сегодняшний день, это решение означает одно: Коломойский получает 15% скидку на нефть для своих предприятий. В результате этого решения Коломойский выиграет, а государство потеряет примерно 3 миллиарда гривен в год. Это около годового бюджета Одессы и примерно треть средств, которые предстоит потратить на войну.
Если же украинским гражданам вздумается высказать недовольство тем фактом, что от них требуют платить в то время, как олигархи зарабатывают, то таким несознательным гражданам у правительства уже готов ответ. Всё тот же премьер-министр Арсений Яценюк поспешил заявить, что все, кто высказывает недовольство социально-экономической ситуацией в стране – «агентура ФСБ, которая сюда была заслана десятки лет назад». Ну а как положено в Украине обращаться с людьми, признанными агентурой ФСБ, граждане Украины каждый день наблюдают в сводках с Донбасса. И оплачивать это зрелище теперь мы, похоже, будем из собственного кармана.
Комментарии