Как бы выборы губернаторов

На модерации Отложенный

Муниципальный фильтр превращает выборы губернаторов в насмешку, форменное издевательство над выборами вообще и над принципом "всеобщего и равного избиратедльного права" в частности. Губернаторы-назначенцы одномоментно и досрочно оставляют свои посты и тут же выставляют свои кандидатуры на выборах, чтобы повесить себе на грудь значок "избран народом". При этом они совершенно не стесняясь используют свои должностные полномочия для агитации и даже принуждения голосовать за себя, сами выбирают себе "конкурентов", отдавая распоряжения муниципальным депутатам - кому давать подпись, а кому нет. Во всем этом трагикомическом спектакле больше всего поржает неприкрытая наглость единоросов и презренное равнодушие к происходящему "избирателя". "Выборы" в Самарской губернии - очень яркая иллюстрация форменного безобразия, происходящего в эти дни в 30 регионах страны.

22 июля на встрече с жителями Кировского района Николай Меркушкин объявил по поводу прохождения муниципального фильтра его «конкурентами»: «Всем подписи мы собрали. Всем. Мы заставляли людей, и подписи были собраны. За всех кандидатов от парламентских партий».

Эту встречу Меркушкин проводил уже в ранге наконец-то кандидата в губернаторы. До этого он довольствовался удобным статусом врио губернатора, проводя свою агиткампанию без ограничений, налагаемых на кандидатов. При том, что все прекрасно знали, что он один из кандидатов, еще с 3 июня, когда он согласовал с Путиным свою как бы отставку и участие в досрочных выборах.

У нас таким образом существуют две действительности — формальная и реальная. Реально Меркушкин — самый первый выдвинувшийся кандидат, он полтора месяца вел свою избирательную кампанию за счет административного ресурса и средств, видимо, областного бюджета. Формально — эти полтора месяца считалось, что нет такого кандидата Меркушкина, а есть врио губернатора Меркушкин, деятельность которого и освещают СМИ. Правда, врио губернатора все эти полтора месяца только и говорил, что о выборах. Даже ругал народ за нелояльность власти и грозился «поставить на очередь»: как, мол проголосуете на выборах, столько денег и получите. Что это, как не агиткампания? Но формально — не было никакой агиткампании.

Формально — все кандидаты равны, а депутаты поддерживают того или иного кандидата по своей личной воле. Реально — Меркушкин даже не пытался скрывать, а наоборот, всячески подчеркивал, что одним партиям — представленным в областном парламенте, - он и «Единая Россия» помогут пройти фильтр, а другим (точнее — другой, партию «ВОЛЯ» Меркушкин почему-то предпочитает не называть вслух, даже когда о ней говорит) — нет. Меркушкин не скрывает, что депутатов заставляли давать свои подписи за кого скажут. То есть никакого добровольного выбора у депутатов не было. А значит, фильтр этот был никакой не муниципальный, а меркушкинский. СМИ даже подробностей не скрывают:
«Михаилу Матвееву для прохождения муниципального фильтра понадобились решение секретаря Генерального совета «Единой России» Сергея Неверова, забота Геннадия Зюганова, «конструктивное», как он сам говорит, общение с Меркушкиным и «нормальные отношения» с некоторыми муниципальными депутатами». Михаилу Белоусову «хватило авторитета доктора философских наук Владимира Жириновского и благосклонности врио губернатора».

Руководитель департамента информационной политики администрации губернатора Самарской области Сергей Филиппов в соцсети тоже предельно откровенен: «Муниципальные депутаты, матерясь про себя, сдают подписи в поддержку кандидатов в губернаторы от чужих для них партий... Меркушкин обещал — значит, сделает».

Ну и сам Меркушкин, вопреки недавнему «наказу» Путина: «Следите за тем, что вы говорите», - не особо следит за соблюдением хотя бы какого-то формального подобия законности и откровенничает: «Мы собрали всем... мы заставляли...». Причем, повторимся, слова эти были сказаны им уже в ранге кандидата. И получается очень странная с точки зрения закона вещь: один из кандидатов собирает подписи для других кандидатов, причем принудительными мерами по отношению к тем, над кем формальной власти не имеет, ведь депутаты не подчиняются губернатору (вопиющее неравенство кандидатов — раз). При этом этот кандидат лично решает, кого из других кандидатов пропустить сквозь муниципальный фильтр, а кого — нет (вопиющее неравенство кандидатов — два). Плюс дискриминация по партийному признаку, поскольку «Закон о выборах Губернатора Самарской области» не предусматривает никаких привилегий парламентским партиям по отношению к другим партиям. Вопиющее неравенство по сути создал лично кандидат Меркушкин по своей личной прихоти.

Таким образом, как бы равный со всеми кандидат Меркушкин и его команда сами подобрали себе «конкурентов». У каждого из которых очевидно своя роль. Роль кандидатов от парламентских партий — Маряхина, Матвеева и Белоусова — заполнить избирательный бюллетень, чтобы там была не только фамилия Меркушкина.

Кроме того, пройдя муниципальный фильтр с помощью Меркушкина, эти трое кандидатов автоматически становятся ему обязанными, что Меркушкин наверняка использует в дальнейших взаимоотношениях.

Роль кандидата Синцова — показать, что муниципальный фильтр могут пройти кандидаты не только от парламентских партий. Подробности того, как он собрал все необходимые подписи практически за пять дней, — широко не публикуются, но очевидно, что они тоже собраны с помощью административного ресурса. 266 муниципальных депутатов от «Патриотов России» в области нет и никогда не было, а объездить всю область, найти «неразобранных» депутатов (Синцов заявился на выборы одним из последних) и убедить их отдать ему свои голоса, за этот срок физически нереально. Партия «Патриоты России» - абсолютно провластная, и ее представителю Синцову не впервой выполнять на выборах в Самаре техническую функцию. Например, на выборах мэра Самары в 2010 году всех самовыдвиженцев «зарубили» по отсутствию в подписном листе строки о судимости, которую не надо было заполнять. И только кандидат Синцов удивительным образом оказался осведомлен об этой формальности и на выборы прошел, а перед самым голосованием снялся в пользу Азарова.

Наконец, функция кандидата Цюпко от «Партии мира и единства» - скорее всего, показать, что не одна только Светлана Пеунова не пройдет муниципальный фильтр. И, вероятно, создать дополнительные затруднения в сборе согласий за Светлану Пеунову, оттянуть на него часть «неразобранных» депутатов. Если почитать совсем недолгую историю «Партии мира и единства», то выяснится, что она совсем недавно отпочковалась от... все тех же «Патриотов России». То есть все кандидаты - «из одной кошелки», и так или иначе связаны с властью.

Единственный кандидат, с властью не связанный никак, являющийся единственной реальной оппозицией и никакой роли в расписанном спектакле не играющий, - это Светлана Пеунова. Она единственная, чьи доверенные лица честно еще с середины июня ездят по области, встречаются с депутатами лично - с теми, кого удается разыскать, так как их контакты никто предоставлять не спешит. Если депутат согласился дать подпись — дальше приходится колесить порой по несколько десятков километров в поисках работающего нотариуса. При этом практически половина нотариусов именно во время сбора депутатских согласий укатила на восьмидневный семинар. Некоторые нотариусы еще и начинали разубеждать депутатов. А когда началась кампания по «помощи» депутатам от парламентских партий, участились случаи, когда приезжаешь к нотариусу, а он - на «выездной работе». Выездная работа заключалась и в том, что нотариусов привозили в районные администрации, туда же свозили и депутатов и заставляли (по словам Меркушкина) давать подписи за тех, за кого «надо», а нотариусы тут же эти подписи заверяли. Некоторые депутаты рассказывали, что они подписывали нотариально заверенные листы поддержки без фамилии кандидата — по всей видимости, эти листы потом распределяли между «нужными» кандидатами где-то в едином центре. О существовании такого центра свидетельствует и фраза Меркушкина, что ему 22 июля «к обеду доложили, что все пакеты собраны». То есть «пакеты» эти собирались даже не в штабах самих кандидатов? Или «оппозиционные» кандидаты по струночке поспешили доложиться «хозяину» выборов «к обеду»?

Итак, состав труппы выборного спектакля в Самарской области фактически утвержден. Оцените должности участников этой труппы. Это - врио губернатора (Меркушкин), зам. председателя Губернской думы (Белоусов), два зама председателей комитетов Губернской думы (Матвеев и Маряхин) и директор муниципального предприятия (Синцов возглавляет «Дворец торжеств»). Под вопросом — бывший зам. директора муниципального предприятия (жигулевского МУП «Ресурсоснабжение») Цюпко. Вопросы еще есть? В этой труппе, крепко спаянной с властными структурами, единственный независимый кандидат — Светлана Пеунова — явно выглядит лишней. И труппа эта прекрасно знает, что Пеунова никакой согласованной роли в выборной антрепризе играть не будет. Потому, как пишут СМИ, «эксперты оценивают ее шансы пройти на выборы как нулевые».

Вопрос к самарским жителям: а вас такая согласованная массовка с распределенными ролями и известным финалом полностью устраивает? Вам, кстати, тоже расписали роль, вас не спросив: прийти 14 сентября и проголосовать в основном за Меркушкина, а частично — для вида — за его «конкурентов». Формально это будет подано как волеизъявление народа, то есть ваше волеизъявление. Реально выбор давно сделан за вас. Во власти это вопиющее расхождение между формальностью и реальностью никого не беспокоит. А вас беспокоит? Или вам все равно?