Банкротство "Мечела" может обвалить российскую экономику
На модерации
Отложенный
«Мечел», одна из крупнейших горнодобывающих и металлургических компаний России, находится на грани краха. Агрессивный курс на слияния вкупе с рискованной финансовой политикой и конфликтной политикой в отношении миноритариев привел к тому, что компания находится на грани дефолта. Среди кредиторов - Газпромбанк, Сбербанк, ВТБ. После того, как участвовать в спасении «Мечела» отказался Внешэкономбанк, осталось надеяться только на правительство, которое считает, что банкротство компании «нежелательно». Но, по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, в бюджете резервов для такой возможности нет.
Будущая судьба «Мечела» способна сильно изменить порядки, установившиеся в российской экономике. Банкротство предприятия такого масштаба, если оно случится, будет первым для российского рынка, поэтому сегодня едва ли кто представляет возможные последствия. Возможная аналогия - банкротство банка «Леман Бразерс» в США, вызвавшее мощную волну разорений как в самих США, так и в Европе.
О том, что банкротство «Мечела» никому не выгодно, говорят многие экономисты.
Правительство пытается составить схемы спасения холдинга, само руководство компании готово расстаться с непрофильными активами, но основные рыночные игроки заняли явно выжидательную позицию.
«Мечел» вырос из Челябинского металлургического завода. Сегодня - это крупный промышленный холдинг, объединяющий более 20 металлургических, добывающих, энергетических, транспортных и сервисных предприятий, расположенных как в России, так и за рубежом.
Превращение «Мечела» из успешного металлургического предприятия в крупную корпорацию началось в 2002 году, когда над ним получила контроль угольная компания «Южный Кузбасс». После этого была создана «Стальная группа «Мечел», которая некоторое время спустя начала экономическую экспансию. Так, в 2004 году компания приобрела порт Посьет в Приморском крае. Затем она выиграла аукцион по продаже 26,9% пакета акций Ижстали. В январе 2005 года «Мечел» получил блокирующий пакет ОАО ХК «Якутуголь», некоторое время спустя выкупил контрольный пакет порта Камбарка. А в октябре 2006 года был куплен контрольный пакет акций Московского коксогазового завода.
Скупка предприятий на этом не закончилась. В состав корпорации «Мечел» вошли Южно-Кузбасская ГРЭС, Братский завод ферросплавов, Уватское месторождение кварцитовых руд, Якутуголь, морской порт «Мечел-Темрюк» в Краснодарском крае, Тихвинский завод ферросплавов, месторождение хромитовых руд в Казахстане и многие другие предприятия.
Активность, с которой расширялась группа, стала вызвать противодействие как со стороны участников рынка, так и со стороны правящих кругов. Именно о ней летом 2008 года резко высказался тогдашний глава правительства Владимир Путин, пообещав предприятию «прислать доктора».
После этого акции «Мечела» на Нью-Йоркской бирже рухнули на 37,6 %, российские биржи также отреагировали на это падением котировок. В целом ценные бумаги компании подешевели на 60 %. Это был сильный удар, так как спустя три года, в августе 2011 года, курс акций корпокации был вдвое ниже, чем до выступления премьера.
Другим фактором, игравшим против «Мечела», стали отношения с миноритарными акционерами, недовольными тем, что они называли ущемлением их прав. Так, в 2002-2004 годах Vostok Nafta, Prosperity Capital, Metage Capital и H&Q Fonder обвиняли компанию в занижении цены выкупа их акций при консолидации активов.
Эти обвинения позднее подтвердила Федеральная служба по финансовым рынкам, отметив, что компания скрывала необходимую информацию. В результате компании пришлось выкупать акции миноритариев по ценам рынка.
В 2012 году компания Saven обвинила ряд предприятий, входящих в группу, в выводе прибыли под видом займов аффилированным структурам. Saven направила в арбитражный суд 9 исков, и во всех случаях суды поддержали требования миноритариев.
К концу 2013 года объем негативных сигналов о «Мечел», по-видимому, превысил норму, и в середине ноября начался обвал котировок акций компании. Только за 13 ноября ценные бумаги «Мечела» потеряли более 40 % своей стоимости. С мая 2008 года рыночная капитализация компании упала с 24 млрд долларов до 830 млн долларов, долги превысили 9 млрд долларов, начались перебои в расчетах с поставщиками и с выплатой зарплаты сотрудникам.
По итогам 2013 года, согласно отчетности US GAAP, чистый долг «Мечела» составил 8,7 млрд долларов, в то время как доналоговая прибыль - только 730 млн долларов. Эксперты предполагают, что кризис компании вызван неэффективными поглощениями и крайне рискованной финансовой политикой. В то же время они предполагают, что банкротство «Мечела» маловероятно, поскольку таит угрозу самим кредиторам. На тройку ведущих российских банков - Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк - приходится 60-65 % долга компании. Примерно 20-25 % - это облигации.
Вдобавок к структурам «Мечела» возник интерес у Следственного комитета. Так, СК по Кемеровской области подозревает, что разрез «Томусинский», входящий в «Южный Кузбасс», утаил порядка 1 млрд рублей налогов. Следователи утверждают, что руководство разреза занижало цены при продаже угля, умышленно уменьшая налогооблагаемую базу, чем причинила бюджету ущерб на сумму более 1 млрд рублей.
Дело возбуждено на основании решения налоговой инспекции, которое в данный момент оспаривается в кассационной инстанции. Но следователи намерены продолжать расследование, даже если оно будет отменено.
В правительстве считают, что банкротство «Мечела» нежелательно и компания должна сохранить свою целостность. По словам Дениса Мантурова, правительство рассматривает различные варианты помощи компании, за исключением бюджетной поддержки.
На прошлой неделе от участия в программе спасения «Мечела» отказался участвовать Внешэкономбанк, на что биржа отреагировала очередным падением котировок акций «Мечела». Глава ВЭБ Владимир Дмитриев отметил, что предложенные варианты помощи выгодны только банкам-кредиторам, а не самому банку.
Найти деньги для расчета с кредиторами компания пытается за счет продажи ряда непрофильных активов, таких как Московский коксогазовый завод, Братский завод ферросплавов, американская горнодобывающую компанию Bluestone. Предполагается также продать «Кузбассэнергосбыт» и железнодорожную ветку к Эльгинскому месторождению в Якутии. Однако желающих приобрести эти активы пока не нашлось. Эксперты считают, что дело в том, что у наиболее реальных претендентов нет ни денег, ни желания.
Правительство пытается найти покупателей на активы «Мечела» за рубежом, в частности в странах АТР. По словам Д. Мантурова, правительство ставило задачу перед руководством компании найти партнеров в Юго-Восточной Азии. Так, Эльгинское месторождение могло бы заинтересовать китайские компании, но «пока никто не горит желанием принимать участие в этом проекте», - приводит слова министра агентство ИТАР-ТАСС.
Комментарии
И еще хреново ты работаешь верный путинец.Совсем забыл про пропиндосников,укропитеков и бандеровцев.
Интересно, а какая зряплата была у ген. директора Мечела? Об этом ни слова.
-хотя,и так ясно...
китайцы спасут и помогут !!!