Украинская драма: испытание Донбассом

Государство начинают именовать Отечеством, когда готовятся к убийству людей - писал известный швейцарский писатель Дюрренмант. После трехмесячной череды военных поражений с налетом позорной беспомощности и тыловых неурядиц с коррупционным душком карательная операция украинских властей увенчалась успехом. Сразу двойным и громогласным.

Менее чем за сутки отряды донбасского ополчения оставили два крупных города. Ранним утром 5 июля подвластные Киеву части обнаружили отсутствие противника в славном своей стойкостью Славянске. Поспешно выдвинутую версию о коварном перемещении врага в близлежащий Краматорск пришлось корректировать буквально на ходу. Потому что вечером того же дня и этот город остался ничейной, разбомбленной и покинутой соперником территорией на восточном фронте гражданской войны на Украине. И "враг" бежит, бежит, бежит.

Разумеется, грянули победные литавры, зазвякали пропагандистские фанфары, загудели давно начищенной медью триумфальные трубы. Устами недавнего ато-командующего Турчинова было объявлено о переломном моменте в конфликте - естественно, в пользу внезапно потерявших противника ВСУ и нацигвардии. Секретарь СНБО (в прошлом - герр майданокомендант) пан Парубий объяснил спокойный отход сепаратистов стремлением силовиков сберечь мирные жизни. То есть два месяца обстреливать жилые кварталы Славянска и Краматорска здоровью гражданского населения ничуть не угрожало, а разгромить врага на марше при отходе повлекло бы фатальные последствия. Президент Украины пообещал продолжить свой мирный план до последнего убитого "террориста", но отметил, что от эйфории он далек. Разумное замечание, между прочим, ибо впадать в эйфорию от подобных "побед" явно не стоит.

В начале апреля 2014 года в Славянск вступила горстка слабовооруженных людей, объявивших себя открытыми противниками нелегитимной киевской хунты. От этого города началось шествие сопротивления майданному бесчинству по всему Донбассу - шествие в военной форме во всех смыслах. После многомесячной осады и многократных штурмов, после неоднократных заявлений о полной блокаде мятежного города из него преспокойно ушла целая бригада несломленных бойцов. Отступление произошло организованно и явно стало неожиданным для осаждавшей армады, давно предпочитающей воевать со своим народом с дистанции артиллерийского выстрела. Ополченцы вывели из города трофейную бронетехнику, зенитные установки, большегрузные грузовики и другое тяжелое вооружение. Их численность за прошедшие месяцы боев существенно приумножилось - как и мотивация для борьбы, как и техническая оснащенность, как и умение сражаться. Весь боевой потенциал из надежно блокированных форпостов Донбасса переброшен на усиление Донецка, Луганска и других крупных городов. Миллионных городов, еще не подвергавшихся масштабным освободительным бомбежкам ВСУ. Для мирного плана Порошенко есть еще достойные цели.

Очевидным признаком военного поражения принято считать оставление контролируемой территории или поля боя. Долгие века именно так определяли победителя в сражении. Кто водрузил свой стяг на залитых кровью полях и перелесках - тот и триумфатор в состоявшемся бою. Каких бы жертв это не стоило победителю, к каким бы последствиям не привел контроль над батальным полем в скором или отдаленном будущем. Примеры античного царя Пирра или хитроумного фельдмаршала Кутузова оставались редким исключением из правила - для победы требовался захват. О нем писались восторженные реляции, на него опирались наградные листы, им вдохновлялись летописцы и легенды, художники и литераторы.

Современные войны громыхают по совершенно другим правилам, а часто и вовсе проводятся без правил.

И водрузить знамя над пустым горсоветом куда проще, чем обеспечить деятельность означенного горсовета в масштабе стотысячного города. А бравый газовый переговорщик (и по странному недоразумению премьер-министр) Украины отвел своим подчиненным ровно сутки на полное восстановление жизнедеятельности двух «освобожденных» городов. После двух месяцев артиллерийских обстрелов и бомбовых ударов, после разрушения дорог, ТЭЦ, жилых и административных зданий, после аварий на водопроводах и линиях электропередач, после вынужденного исхода свыше половины местных жителей и бегства практически всех бизнесменов и торговцев - что можно сделать за сутки?! Разве что восстановить вещание 5 канала УкрТВ для правильного восприятия альтернативной реальности.

В итоге отступления донбасских ополченцев из Славянска и Краматорска на плечи украинских силовиков свалилась пиррова победа XXI века, придавив их грузом неожиданной радости и новой ответственности.
Победа с необходимостью взаимодействовать с многотысячным местным населением, крайне враждебно относящимся к своим бомбометным освободителям.
Победа с высокой вероятностью диверсионных, партизанских и саботажных акций в осторожно занимаемых ВСУ восточных городах. Занимаемых с оглядкой и крадучись, с нервной реакцией на каждый шорох и щелчок.
Победа с насущной потребностью вкладывать массу сил и средств в передислокацию армии с насиженных и обустроенных мест вглубь нелояльной Киеву территории Донбасса.
Победа с ассигнованием финансов на снабжение русскоговорящего населения, на которое и снарядов-то тратить было жаль. Благо с презираемых советских времен осталось столько боезапасов в арсеналах, что еще на несколько лет стрельбы по своим достаточно. А вот денег даже в кредитной форме в оружейных хранилищах нет.
Победа с вынужденным допуском СМИ (в том числе иностранных) в зону недавних боевых действий - и предсказуемым красноречием выживших гражданских людей, с их многоэтажной «благодарностью» по адресу боевого авангарда победившего майдана. С репортажами, которые и в звуковом сопровождении не нуждаются. Иди и смотри, как в классическом кинозале, только под летним небом войны гибнут не только актеры, но и зрители братоубийственной ленты.
Победа с оправданием вторичности своего наступления на опустевшие позиции «сепаратистов», общей беззубости всех силовых структур по отношению к разрозненным отрядам ополченцев.
Победа с крайне неприятными находками на местах недавних боев массовых захоронений своих же воинов, объявленных дезертирами и перебежчиками.
Победа с опасностью появления настоящего, подлинного, идейного и безжалостного терроризма, не только в пределах зоны боев. Терроризма как возмездия за страдания, как расплату за авиаобстрелы и артиллерийское превосходство, как реакцию на тотальную ложь и всепроникающую жестокость.
Победа, которую придется подтверждать дальнейшим наступлением на усилившиеся позиции ополченцев, сжатые до звенящего состояния боевой пружины на половине многомиллионного Донбасса.

Победы, звучащей реквием по единству страны и судьбе большинства ее граждан. В горнилах гражданских войн выплавляются победители для будущих поколений. Благополучия, свобод и перспектив для современников эти печи не производят.

С такими победами и поражений не надо. Ставки в разыгрываемой по чужому сценарию партии войны на востоке Украины существенно повышены. Испытание взаимоистребительной стойкости продолжается.