Проблема Катыни вовсе не закрыта
Признание вины СССР за расстрел польских офицеров было исключительно политическим шагом
Не так давно наш портал дал перепечатку статьи польского автора, пишущего под ником «Krakauer», увидевшую свет в польском же издании Obserwator polityczny. В своем рассуждении о сегодняшних двусторонних политических, экономических и культурных взаимоотношениях России и Польши, автор, в частности, не без досады заметил: «Глядя на Польшу из московского Кремля, трудно понять, что же, собственно, нужно этим полякам. С одной стороны уже выяснены все исторические вопросы, в первую очередь - катыньский. К изумлению поляков по российскому телевидению даже был показан одноименный фильм режиссера Анджея Вайды».
Показ культовой ленты Вайды - это, конечно, аргумент. Но все же не слишком ли смело и самонадеянно автор становится на сторону Кремля. Действительно ли в катыньской трагедии поставлена историческая (не политическая) точка?
Не согласился с этим в беседе с обозревателем KM.RU и известный публицист, в свое время принимавший участие в общественном расследовании катыньской трагедии Андрей Паршев:
- Признание Россией своей вины за Катынь было решением политическим, а не юридическим. Попросту говоря, даже у наших руководителей нет, видимо, однозначной уверенности в том, что именно советские правоохранительные органы расстреляли польских офицеров в Смоленской области.
Напомню, что вина эта была признана сперва Горбачевым в 1990-м году, о чем у нас как-то редко вспоминают, а позже Ельциным - в 1991-м. Причем произошло все это еще до чудесного обретения некоторых письменных документов, которые вроде бы эту вину подтверждают.
Вообще с обнаружением этих протоколов - отдельная история, которая сама по себе тоже может послужить хорошим объектом для расследования и обсуждения. Я и сам в 90-е годы публиковал некоторые материалы по расследованию того события и позднее принимал участие в работе комиссии под руководством Виктора Илюхина - не как историк, правда, а как публицист.
Есть моменты в этом деле, которые сразу не укладываются в принятую на Западе схему, и которые надо бы объяснить.
Первое, на что хотел бы обратить внимание: НКВД никогда не хоронило казненных вместе с их личными документами, а также с материальными ценностями, которые переходили в собственность государства. Немцы, особенно СС, обычно брезговали заниматься мародерством (если, конечно, не участвовали полицаи — те не брезговали и золотыми зубами). Поэтому уже сам факт, что немцами сразу в 1943 году была установлена личность большинства из захороненных, сам по себе очень интересен. Но, разумеется, советское руководство по понятным причинам не могло тогда привести в свою защиту этот довод.
Также есть еще один момент, который имеет, наверное, большое значение. Мы же все прекрасно знаем, что в 30-е годы смертная казнь в нашей стране применялась достаточно широко, при этом расстреливались в том числе и иностранные граждане. Данные на них хранились в обычных архивах НКВД. Статистика по репрессиям была подведена в 50-е годы, оглашалась среди партработников, она публиковалась в 90-е.
Но тогда непонятно, с какой стати в отношении польских офицеров было сделано какое-то особое исключение, почему они шли по каким-то особым учетам (по каким?), почему их дела хранились в какой-то там черной-черной запечатанной комнате, в которую никто не имела права входить (так написано в странном рукописном документе, именуемом «справка Шелепина». Все это совершенно непонятно.
И уже хотя бы полагаясь на эти факты, можно как минимум поставить под сомнение существующую официальную версию, согласно которой польских военных расстреляло именно НКВД и именно весной 1940-го года.
По итогам ввода советских войск на Западную Украину и Западную Белоруссию нам в плен сдалось довольно много польских военных. Солдаты и сержанты были отпущены, часть из них уехала за границу, большая часть после фильтрации стала гражданами Советского Союза. Ну а часть была задержана - это армейские офицеры, полицейские жандармерии, пограничники и т.п. Они содержались под Козельском и под Харьковом (армейцы, там было два лагеря примерно на 4 тысячи человек) и еще был один лагерь под Осташковым, где сейчас располагается монастырь Нилова пустынь. Там режим был более строгим, именно потому, что там содержались офицеры полиции, разведчики, контрразведчики.
По нынешней официальной версии, весной 1940-го года они все были оттуда, из всех трех лагерей, вывезены (это, видимо, так) и расстреляны органами НКВД (а вот это сомнительно).
Вот тут сразу видна нестыковка. Под Катынью похоронены офицеры, которые до расстрела находились в Козельском лагере. Их якобы вывезли поездами, выгрузили на станции Гнездово, отвели в местность Козьи горы (2 км от станции) и там сразу расстреляли. Но какой смысл был их везти из Козельска, за 200 км, через Смоленск? Кому нужна была эта сложная, неудобная комбинация?
Согласно советской версии, плененных польских офицеров отвезли в лагеря западнее Смоленска, в том числе в лагерь в поселке Катынь. И во время немецкого наступления их не смогли эвакуировать, точнее, не смогли предоставить транспорт. Пленные отказались уходить пешком (за исключением нескольких еврейского происхождения), а немцы захватили лагеря, вывезли оттуда офицеров и расстреляли. Так же, как они расстреливали польскую интеллигенцию после оккупации Польши. Эта версия правдоподобна. Действительно, Смоленск пал совершенно неожиданно, оттуда — единственный случай за войну — не успели эвакуировать партийный архив (он находится сейчас в США и активно изучается до сих пор).
Зачем же мы признали свою вину? Дело в том, что это было некое требование от наших «партнеров», на которое российское руководство было вынуждено пойти, дабы в том числе показать миру «деятельное раскаяние» в «преступлениях советской власти». Хотя, должен заметить, что публичного покаяния по катыньской трагедии не делал Владимир Путин, он поручил Государственной Думе выступить с соответствующим заявлением, что опять же говорит о реальном отношении российских властей к той истории.
Продолжение следует...
Комментарии
... оные могли быть расстреляны и похоронены, а потом пере захоронены уже в Катыни в местах расстрелов НКВД ...
НКВД ни когда и не при каких условиях
не оставляло улик...просто надо знать НКВД
тем более зная что скоро будет здесь Вермахт
а тут...шинели...книжки..фото..да все что хочешь
вот тут то не стыковка.....
вот это пердиманокль!!!!
а поляки как ничтожные макаки подмахивают своим пиндоским хозяевам
"НКВД ни когда и не при каких условиях". Люди везде люди, жить очень хочется. Это только в рекламе - "без страха и упрека".
но не НКВД
это была..сильная организация...
с жесточайшим соблюдением приказа...
а тут работали......
даже Гитлер и Сталин не знали где будет вермахт......еще и войны с СССР не было
НКВД так грубо не работало..
ни на что не оглядываясь
что не прочел
++++++++++++++++++++
В тех лагерях которые так и остались в зоне действия советской власти никаких расстрелов не обнаружилось.
Вот таким образом оказывается что чекисты еще в 1940 году знали будущее , знали о нападении Германии и о том куда именно дойдут войска вермахта , что конечно же бред.
Так что не расстреливали чекисты поляков если бы стреляли то уж по всему СССР , а так ведь из остальных поляков , тех что не попали в зону немецкой окупации целую армию Андерса (около 100 тыс бойцов) была создана .
А поляки носятся как куры с яйцом с 20 тыс. расстрелянных пленных жандармов и офицеров. Да мне вообще наплевать, кто их расстрелял - немцы или наши. "А ля геррр ком а ля герр".
Но скорее всего наши действительно никакого отншошения к этомцу не имели. И это всесторонне уже доказал Юрий Мухин в своем исследовании.
эта проблема не закрыта только в головах не далеких людей и еще не знающих ,что европейский суд не признал Советский Союз виновным.
18 июня 2012 г. Европейский суд принял сенсационное решении о том, что предоставленные при Горбачеве и Ельцине "документы", указывающие на то, что в расстреле десятков тысяч польских офицеров под Катынью повинен Сталин и советская сторона, оказались фальшивкой.
Материала об этом в инет масса,стоит только поискать.
Европейский Суд в постановлении от 16.04.2012 г. счёл Катынский расстрел военным преступлением, не имеющим срока давности. При этом было особо отмечено, что «Суд поражен явным нежеланием властей Российской Федерации признать реальность Катынского расстрела…».
И про документы в суде ничего не говорилось.
Другое дело что суд вынес решение,примерно к тексту :" а чего Россия должна выплачивать полякам за преступления совершенные в СССР". И правильно, хоть Россия и
"правопримница" СССР, но расстрелом поляков руководил еврей. а расстреливали и украинцы, и белорусы и тд.
Меня как гражданина больше всего интересует проблема, а вернее трагическая судьба солдат российской армии находившихся в плену Кайзеровской Германии, которые при возвращении из плена на Родину в 1918 году были брошены на произвол Советской властью.
Тысячи солдат гибло пр дороге из Орши (куда они прибывали из Германии) в Смоленск и из Перемышля (куда они прибывали из Германии) в Киев.
В ответ на обвинение в контрабанде оружия в Германию для проведения революции (а этот факт нашел подтверждение) большевики ликвидировали пункты приема возвращавшихся военнопленных русских солдат и тысячи бедолаг усеивая железную дорогу трупами, голодные, холодные, больные брели на родину. Но я смотрю, нынешним "патриотам", это все пофиг, это же не красноармейцы умершие в польском плену.
Так что всегда (если нет особых доказательств) можно предполагать всё, что угодно.
Меня лично давно интригует такой факт: почему из сотен тысяч поляков, находившихся в советском плену, были расстреляны именно те, кто пребывал в лагерях, расположенных в европейской части СССР (на территориях, оккупированных фашистами). А вот те, кто был в Сибири и Северном Казахстане, остались живы — и позже воевали в армиях Андерса и Берлинга.Из рапорта санинспектора Восточного фронта генерал-майора Бернатовича начальнику санитарии Главного интендантства о положении военнопленных в лагере в Брест-Литовске и госпиталях от 26 июля 1919 г.: «...Около 300 больных, которые не изолированы от здоровых, в связи с чем среди пленных быстро распространяются эпидемии. Для больных предназначены 300 коек, однако это не койки, а нары из досок, нередко одни нары для нескольких больных. Как здоровые, так и самые тяжело больные лежат на голых досках, полное отсутствие какого-либо белья, одеял,...
Пан Ротфельд, очевидно, запамятовал, но власти Советской России с конца 1918-го по весну 1920 г. направили Польше добрый десяток нот с предложением подписать мирный договор и установить дипломатические отношения. И ни на одну из них не получили положительного ответа!